Политологи из «Петербургской политики» изучили судьбу уволенных губернаторов

После отставки бывшие губернаторы теряют прежний административный статус и вес, лишь единицы из них получают федеральные посты, свидетельствующие о продолжающемся карьерном росте. По большей части, экс-главы регионов вынуждены переезжать в Москву. В столице они отправляются в «почетную ссылку» в Совет Федерации или занимают должности в бизнес-структурах. Некоторые отставники вообще исчезают из публичного пространства, например, в Брянской области «канули в Лету» двое экс-губернаторов.

О судьбах экс-губернаторов (в основном — экс-губернаторов, сошедших с политической сцены в последние несколько лет) говорится в новом докладе фонда «Петербургская политика», посвященном политической судьбе губернаторов после утраты поста. Глава организации Михаил Виноградов признался «Газете.ru», что самой большой проблемой для авторов доклада стали такие «губернаторы-потеряшки» из-за полного отсутствия информации о них.

В докладе политологи анализировали события в жизни экс-губернаторов, покинувших посты во временном промежутке с 2005 по 2011 годы. Общие тенденции утраты статуса наиболее ярко проявились на примере таких политических тяжеловесов, как экс-мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Башкирии Муртаза Рахимов, бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин, экс-глава Орловской области Егор Строев и бывший калининградский губернатор Георгий Боос.

Исследователи подсчитали, что из 87 бывших губернаторов в Совфед перешли 19 человек, руководящие должности в бизнес-структурах заняли 16 экс-глав. Только трое бывших руководителей получили посты министров, четверо стали заместителями министров, двое стали чиновниками Счетной палаты. Остались в активной политике 19 экс-губернаторов — Николай Меркушкин, Ментимер Шаймиев, Николай Федоров, Александр Хлопонин, Виктор Ишаев, Игорь Слюняев, Сергей Шойгу, Виктор Толоконский, Сергей Собянин, Юрий Лужков, Валентина Матвиенко, Роман Абрамович.

По заключению экспертов, сохранили гипотетические возможности участия в региональной политике 11 бывших руководителей регионов — в том числе Муртаза Рахимов, Мурат Зязиков, Кирсан Илюмжинов, Михаил Машковцев, Владимир Тихонов, Валерий Сердюков, Эдуард Россель, Дмитрий Зеленин, Александр Филипенко, Юрий Неелов.

В Москву из регионов уехали 48 бывших губернаторов. Как правило, экс-руководителя выдавливает новая элита, причем старается, чтобы вместе с ним с насиженного места снялись и члены его семьи, у которых часто имеются связи с местным бизнесом. Но бывают и уникальные случаи трудоустройства экс-губернатора в регионе, как это было с бывшим главой Амурской области Леонидом Коротковым, который, оставшись в регионе, стал работать преподавателем в школе, отмечает Михаил Виноградов. Один из бывших брянских губернаторов — Владимир Барабанов — также работает в регионе: начальником управления труда Брянской области.

О 24 бывших руководителях известно очень мало, они сошли с политического горизонта. К примеру, авторы доклада не смогли найти сведений о местопребывании бывшего руководителя Карелии Андрея Нелидова. В последнем сообщении о нем говорилось, что он отправляется «путешествовать в плавучем доме по рекам и озерам» республики. Точно так же «канул в Лету» смоленский экс-губернатор Сергей Антуфьев — в апреле он «ушёл в отпуск», из которого не вернулся до сих пор. Глава фонда объясняет уход политических деятелей в тень пережитым стрессом от неожиданной утраты статуса. Иногда губернаторы избегают публичности, потому что после ухода вынуждены решать личные проблемы — ведь нередко во время работы в регионе они заводят новые семьи. Из брянских экс-губернаторов в небытие канули Владимир Карпов и Александр Семернёв.

Как отмечается в докладе, объектами уголовного преследования в последнее время стали четыре бывших руководителя регионов — бывший губернатор Амурской области Леонид Коротков, ивановский экс-глава Александр Тишанин, бывший тульский губернатор Вячеслав Дудка и экс-глава Ненецкого округа Алексей Баринов.

Самым громким был скандал с Вячеславом Дудкой. В августе 2011 года он был исключен из «Единой России» за «дискредитацию партии в глазах общественности требованиями о выплате ему компенсаций после ухода с поста губернатора». В сентябре прошлого года Дудку заключили под домашний арест. Ему инкриминируется получение взятки в 40 млн. рублей, напоминает журнал Forbes.ru. Интересно, что в Тульской области «под статью» попали сразу два губернатора — первый и третий. Николай Севрюгин (первый губернатор Тульской области в 1991-1997 гг.) в 1997 году был арестован и обвинен в многочисленных нарушениях в период нахождения на посту губернатора, в том числе в получении взятки и использовании бюджетных средств не по назначению. Дело было доведено до суда в 1998 года, но было отправлено на доследование. В октябре 1999 года был освобожден из-под ареста под подписку о невыезде по состоянию здоровья. В феврале 2000 года судебное разбирательство было приостановлено до улучшения состояния здоровья, а затем Севрюгин попал под амнистию и умер в 2002 году.

Экспертам было сложно оценить влияние, которое бывшим руководителям удалось сохранить в своих регионах. Однако, изучив в преддверии возвращения прямых губернаторских выборов опросы общественного мнения, политологи выяснили, что во многих случаях старые главы регионов, выбранные народом, оказались популярнее назначенных преемников. Теперь у таких популярных бывших руководителей есть шанс составить конкуренцию новым губернаторам, отмечают эксперты. В то же время некоторые бывшие главы регионов, видимо, потеряли былое влияние безвозвратно — к примеру, Юрий Лужков в Москве или Муртаза Рахимов в Башкирии. Один из брянских экс-губернаторов — Юрий Лодкин — остался в активной региональной политике, был депутатом облдумы, а на последних губернаторских выборах агитировал за кандидата от КПРФ Вадима Потомского.

Как заявил Михаил Виноградов, в целом исследование фонда показало, что значительная часть бывших губернаторов сохраняют влияние на политику в своих регионах. Примерно треть экс-руководителей будут принимать прямое или косвенное участие в выборах.
По подсчетам фонда, за время отмены губернаторских выборов (с 2005 по 2012 год) в России сменилось 94 губернатора. Примерно пятая часть из них была заменена незадолго до возвращения выборов губернаторов весной 2012 года. 27 губернаторов, говорится в исследовании, получили «утешительные» посты, 24 — «исчезли с линии горизонта», 12 — остались в политике, 11 — сохранили шансы на возвращение в нее, 9 — «проявили себя за пределами госслужбы и активной политики», семеро ушли из жизни, а еще четверо подверглись уголовному преследованию.

Действующий глава региона Николай Денин — пятый губернатор Брянской области и пока занимает второе место по времени пребывания в губернаторском кресле — около 8 лет (декабрь 2004 — настоящее время). Больше него в кабинете на втором этаже здания на Ленина, 33 провёл Юрий Лодкин — 8,5 лет (апрель-сентябрь 1993 года, декабрь 1996 года — 28 декабря 2004 года). Далее следуют Владимир Барабанов — 2 года 1 месяц (14 декабря 1991 года (момент учреждения должности главы администрации, которая теперь именуется должностью губернатора) — апрель 1993, август 1995 — май 1996), Владимир Карпов — 1 год 11 месяцев (сентябрь 1993 — август 1995 года), Александр Семернёв — 6 месяцев (июнь — декабрь 1996 года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *