Вечный Пурим, или О различиях Амана и Мордехая

jewishО евреях в России — да и во многих других странах — принято писать либо хорошо, либо никак. Напишешь чуть в сторону — и вот ты уже антисемит, отрицаешь Холокост, черносотенец, статья УК за разжигание национальной ненависти и прочие радости жизни. Очевидно, именно поэтому в ходу еврейские анекдоты, но как-то очень скромно описываются некоторые другие «особенности национального еврейства». Но мы таки попробуем, ибо «…еврей в России — больше, чем еврей / В России он ещё — антисемит…»

После шумных антиизраильских кампаний советского периода в современной России к евреям относятся весьма толерантно — даже бытовой антисемитизм сошёл на нет. Хватает других «национальных раздражителей» — некоторые из них воевали с собственной страной, а некоторые и до сих пор воюют. На фоне бурных межконфессиональных сражений, в которых мелькают крест и полумесяц, шестиконечная звезда Давида как-то отошла не то что на второй — на третий план. И вот из того тихого омута внезапно начинают вылезать такие демоны, о которых и помыслить было как-то… неловко, что ли…

Самый известный демон — это, конечно, демон желания обладать библиотекой Шнеерсона. Всё понятно, конечно: евреи — Народ Книги (негласно почитающий народ страны пребывания Народом Бутылки), а в этой библиотеке около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. Но! Что бы было с той библиотекой, если бы её не сохранили в Москве и не собрали из двух разрозненных частей в единое целое? Смоленское местечко Любавичи (нынешний Руднянский район) полыхало в двух мировых войнах и одной гражданской. И что бы было с наследием шестого Любавичского ребе, если бы означенное наследие не забрали в голодном 1918 году с книжного склада Персица и Полякова и не сохранили тщательно и бережно в «Ленинке»? Скорее всего — так, чисто умозрительно — наследия бы не было. В худшем случае — оно разошлось бы на самокрутки, в лучшем — по частям разошлось бы по коллекциям. И после этого в иске в американский суд пишется, что библиотека перешла в собственность России «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации»?

Сейчас вроде бы сложился некий компромисс — несмотря на фантастическое решение Федерального суда округа Колумбия (Вашингтон, США), что Российская Федерация обязана платить ежедневный штраф в размере 50 тысяч долларов за нежелание возвращать библиотеку хасидскому движению «Хабад-Любавич» (а именно они объявляют себя истинными владельцами библиотеки), решено, что книги будут храниться в здании российского хасидского Еврейского музея и при этом — состоять на учете в Российской государственной библиотеке (РГБ). Но компромисс компромиссом, а тут ещё вылезает один демон — демон двоемыслия…

Брянский раввин Ицхак Ройтман (нормальный такой российский хасид) объяснял автору в своё время: «Раввин — это, строго говоря, не священник. Раввин — это руководитель еврейской общины. Авторитет. Последняя инстанция. У кого они ещё спрашивать будут?!» Это всё к чему? К тому, что главным авторитетом российского еврейства упорно предлагают считать ребе, у которого в кармане аж четыре паспорта (для статистики — США, Израиля, Италии и России). Это про главного раввина по версии ФЕОР Берла Лазара. В Италии он родился, Израиль — еврейская прародина, в России он ребе, в США — штаб-квартира «Хабад Любавич»… Ни на что не намекаем, но как в такой ситуации соблюсти вышезаявленный компромисс с библиотекой?

«Подумаешь, библиотека! Отдать её и пусть пользуют!» — скажет автору читатель и будет таки в корне неправ. Англосаксонское право прецедентно. Отдать библиотеку — последует иск о передаче «Хабад Любавич», скажем, участка земли, где находится местечко Любавичи. Почему нет? И какой-нибудь суд штата Нью-Йорк на основании имеющегося прецедента с библиотекой присудит России отдать требуемое. Фантастика? А вот и нет. Российские власти совершенно незаметно для себя создали в России мощнейшее хасидское лобби. И дело не в том, что само это мистическое течение в иудаизме зародилось на российской земле. Дело в том, что большинство раввинов — хасиды. Ну как-то так случилось. Мало того — с американскими и израильскими корнями. Скажем, в Брянске «русского» хасида Ицхака Ройтмана сменил не говорящий по-русски вообще никак израильтянин Менахем Мендел Заклас. Вопрос на засыпку: он будет думать об общине в стране пребывания или о благе «Хабада»? Можете не отвечать, вопрос риторический…

У хасидов нельзя отнять главного их начала — страсти к миссионерству. Именно поэтому в начале 2000-х они просто хлынули нести истину своим соплеменникам в Россию. А тут ещё хасид Берл Лазар «победил» традиционного иудея Адольфа Шаевича в борьбе за ипостась «наиглавнейшего» главного раввина России. Ой-вэй! И тут мы имеем ещё одного демона — вседозволенности…

«Еврейская организация не может по еврейским законам не соблюдать законы страны и не быть лояльной властям», — это, между нами, цитата из интервью Берл Лазара газете «КоммерсантЪ». Датировка — начало марта нынешнего года. Ни в коей мере не подвергаем сомнению это высказывание. Просто читаем полицейские сводки и «жёлтую прессу» (полицейские сводки, от жёлтой прессы отличаются соблюдением приличий) и вдруг выясняется, что у российских евреев и пришлых «учителей» немного разные представления о вере и благочестии.

Ростов-на-Дону. 30-летний раввин из Австралии Еляшив Каплун ухитрился поссориться с со «своей» общиной и был выдворен из России за нарушения миграционного законодательства. Наследовал его место 25-летний израильтянин, мало того — совсем немного родственник самого Берл Лазара — Хаим Фридман. Он организовал слегка нелегальную «ешиву» (иудейское духовное училище), в которую потянулись богатые студенты из США, Австралии, Канады, США и Великобритании, которые также активно нарушали миграционные законы, и вели, как выяснилось, образ жизни, некоторым образом не сочетающийся с религиозным образованием. В результате, решением Ростовского городского суда от 15.07.2007 года было вынесено постановление о ликвидации нелегального религиозного учреждения и выдворении всех хасидских учителей-иностранцев за пределы страны за нарушения российского законодательства, регламентирующего пребывание иностранных граждан.

Ставрополь. 25-летний ребе из Канады Цви Перец Хершкович также решил разделить общину на «чистых» и «не очень». Ладно уж, что практически не говорил по-русски, но он также очень плохо знал иврит, проявлял неуважение к местным традициям, пренебрежительно отнесся к празднованию Дня Победы, назначил непомерно высокие оклады своим приближенным (иногда в 10 раз больше, чем другим служащим общины), выбрасывал из списка получателей благотворительной помощи действительно нуждающихся, заменяя их своими приятелями, а главное, своей политикой разделения на «чистых» и остальных вносил смуту и раскол в саму еврейскую общину. Ребе вылетел из России опять же за нарушения миграционного законодательства.

Кемерово. Молодой раввин из Голландии Де Брессер, ошалев от свалившейся власти, попросту проворовался и умудрился спутаться с местным криминалом. В результате, пришлось срочно покидать пределы России самостоятельно — чтобы кипе было на чём держаться.

Барнаул. В 2011 году на веселом израильском развлекательном портале warnet.ws был размещен видеоролик, герой которого – раввин Барнаула Исроэль Ноах Каменецкий довольно нескучно проводит время с проституткой. Ролик снимали и монтировали явно люди профессиональные: несмотря на откровенный натурализм заснятой оргии, это видео вызывает здоровый смех. Тем не менее, не до смеха барнаульской общине, которая пишет в ведомство главного раввина: «Ранее при проведении праздников посещаемость составляла до нескольких сотен человек. Сейчас на праздники собирается всего несколько десятков человек… Падение посещаемости связано с некорректным поведением председателя и раввина, который несколько раз проводил праздники в состоянии алкогольного опьянения».

Иркутск. Местный раввин Аарон Вагнер решил пригласить домой (в период отсутствия жены и детей) жриц любви. Телефонные записи переговоров ребе с «персоналом» также любой желающий может найти в глобальной сети.

Москва. Ой-вэй, и даже сам главный раввин оказался под небольшим подозрением. По просторам Интернета циркулирует еще один очень любопытный ролик — запись телефонного разговора. Беседа идет между взрослым мужчиной с характерным акцентом и сотрудницей портала «Сто ночей, самые порочные удовольствия» по имени Татьяна. Голос мужчины, который, судя по разговору, большой дока по части «порочных удовольствий», до невозможности напоминает голос главного хасида России. Напоминает настолько, что израильская газета «Глобус» в номере от 24.04.11 даже поспешила предположить, хотя не очень уверенно, что эта запись — «обычная антисемитская фальшивка». Однако те, кто слышал запись, стали, как бы это выразиться, еще больше восхищаться достойными зависти проявлениями мужского начала у отца 13 детей.

Краснодар. Туда из Израиля прилетел потомственный раввин-хасид Сегал Шнеор Салман Моше, получивший религиозное образование, естественно, в США. И что? И тут же начал делить паству на «чистых» и «нечистых». Первыми считались только те евреи, у которых оба родителя ну или, на худой конец, мама являлись евреями, а вторыми все остальные. Это Кубань, и найти тут «чистого» еврея — таки большая проблема. За последние века здесь настолько все перемешалось — тут тебе и горские евреи, и грузинские, и бухарские, не говоря уже о смешанных браках. Тем не менее, протеже Лазара стал отказывать «нечистым» евреям в материальной помощи и в праве отдать ребенка в специализированный детский сад для «чистых». Вдобавок ко всему, многих местных евреев раздражали в религиозных обрядах малоизвестные хабадские трактовки иудаизма. Окончательное разочарование краснодарских евреев постигло после неприятного инцидента во время праздника Пурим. По приглашению раввина в город приехали несколько десятков иностранных студентов из ешивы Ростова-на-Дону. Выпив местного спиртного и привезенного с собой они устроили форменный дебош в краснодарской синагоге (и крепко задумаешься о Народе Книги)…

Цитируем ещё раз: «Раввин — это руководитель еврейской общины. Авторитет. Последняя инстанция». И ещё раз: «Еврейская организация не может по еврейским законам не соблюдать законы страны». Сказано уважаемыми ребе. И такое различие Слова и Дела… Двоемыслие и вседозволенность налицо.

Такая вседозволенность возможна только один день в году — в праздник Пурим. В этот день иудею не то, что не возбраняется — прямо предписывается напиться до такого состояния, чтобы не различать фразы «Проклят Аман!» и «Благословен Мордехай!» (первый — губитель еврейского народа, жившего в Ассирии, второй — герой, раскрывший козни Амана и не допустивший погибели еврейского народа). Судя по приведённым выше примерам, хасидское раввинство в России не покидает ощущение некоего вечного Пурима. Но почему-то лезет в голову пословица страны пребывания всех вышеперечисленных персонажей — тоже по поводу праздника. В ней упоминаются кот и Масленица…

P.S. «Я не Аман, и не Мордехай. Кто же я? Какое это имеет значение?!» (ребе Ицхак Гинзбург). Задуматься бы хасидским книжникам…