Облсуд отменил «антиалкоэнергетический закон» Брянской области

Брянский областной суд удовлетворил заявление жителя Брянска о признании недействительным на территории Брянской области закона о продаже энергетиков, сообщили корреспонденту REGTime в пресс-службе областного суда. Суд признал, что Брянская область в лице областной думы и врио губернатора превысила предоставленные ей законодательные полномочия.

Закон Брянской области от 05.02.2015 № 1-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области в связи с ограничением розничной продажи алкогольной продукции» был опубликован 5 февраля. Запрет, прописанный в нём, распространяется только на те напитки, которые признаны опасными для здоровья. Специального перечня или «чёрного списка» нет, а поводом для изъятия и причиной штрафа для нарушителей закона служит исключительно состав слабоалкогольного энергетического напитка. Под запрещённой к реализации продукцией в законе понималась продукция, которая содержит в своём составе от 1,2 до 9% спирта, а также одновременно с этим содержит кофеин, либо его аналоги, заменяющие вещества в количестве от 15,1 мл до 400 мл в объёме готовой продукции. Именно такие доли ингредиентов, в соответствии с требованиями ГОСТ, позволяют отнести эти напитки к категории слабоалкогольных энергетических. На розничную реализацию ГОСТовской продукции наложен запрет. Нарушение этой нормы влекло штраф от 10 тыс. до 200 тыс. рублей.

Законодательный запрет на продажу алкоэнергетиков действует на территории 20 субъектов РФ, но Брянский областной суд счёл, что органы законодательной власти Брянской области при регулировании рынка алкогольной продукции превысили предоставленные им полномочия.

«Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что субъектом Российской Федерации при осуществлении правового регулирования рынка розничной продажи алкогольной продукции, разрешенной к производству и допускаемой к обороту, были превышены предоставляемые ему полномочия. Суд привел местный законодательный акт в соответствие с российским законодательством, в частности со ст.3 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», — говорится в сухом заявлении пресс-службы суда.

Решение областного суда, которое было озвучено ещё 6 мая, но вступило в силу 15 мая, по силе своего воздействия можно сравнить только с «историческим» решением судьи Галины Шкобенёвой, снявшей осенью 2012 года за девять дней до выборов с избирательной гонки действовавшего на тот момент губернатора Николая Денина по иску его соперника. Верховный суд его восстановил, но то решение, которое поминают до сих пор, стал его «началом конца».

В общем, Fiat justitia et pereat mundus («Пусть мир рухнет, но восторжествует закон»). Ситуация сильно похожа. Тем не менее, решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.