ФСБ демонстративно взялась за губернаторов

Главная российская новость уик-энда — арест оперативниками ФСБ главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. Всего по делу о мошенничестве в руководстве Коми арестованы 15 человек. Операция была проведена демонстративно сразу после выборов, чтобы все губернаторы (в том числе и только что избранные) осознали — в случае чего их ждёт то же самое, сообщает корреспондент REGTime.

Басманный суд Москвы арестовал 15 фигурантов дела о мошенничестве в руководстве Республики Коми. Двум из них — главе региона Вячеславу Гайзеру и его заместителю Алексею Чернову — предъявлены обвинения по статьям 210 и 159 УК РФ (организация преступного сообщества и мошенничество), сообщается на сайте Следственного комитета.

Под стражу также поместили зампреда правительства республики Константина Ромаданова, бывшего сенатора от региона Евгения Самойлова, решившего сотрудничать со следствием, и еще 10 человек, которых в ведомстве называют «финансистами-технологами». Еще одного фигуранта — формально безработного Юрия Бондаренко — отправили под домашний арест.

По словам высокопоставленного источника газеты «КоммерсантЪ» в администрации президента РФ , задержание Вячеслава Гайзера оперативники ФСБ и СКР провели сразу же, как только собрали достаточную доказательную базу. Перед началом операции они доложили Владимиру Путину об имеющихся фактах правонарушений.

Сотрудники правоохранительных органов провели по этому делу более 80 обысков в Москве, Санкт-Петербурге и Коми. По данным СМИ, в кабинете Гайзера нашли перьевую ручку из золота, коллекцию дорогих часов стоимостью до 1 млн долларов, а также несколько пачек денег. В общей сложности было изъято свыше 60 килограммов ювелирных изделий, 150 часов стоимостью от 30 тысяч до миллиона долларов, не менее 50 печатей и штампов юридических лиц, задействованных в реализации офшорных схем, финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму более миллиарда рублей.

Уголовное дело в отношении 19 человек, включая главу Коми и его заместителя, возбудили 18 сентября. Как заявил официальный представитель СК Владимир Маркин (ФСБ «передала» дело в ведение СК РФ), была пресечена деятельность преступного сообщества, которое возглавлял Гайзер. В период с 2006 по 2015 год, указал Маркин, злоумышленники совершили ряд «тяжких преступлений, направленных на завладение преступным путем государственного имущества».

По словам представителя ведомства, это «преступное сообщество отличалось масштабностью своей деятельности, выраженной в межрегиональном и международном характере преступных действий ее участников, иерархическим построением преступной организации, сплоченностью и тесной взаимосвязью руководителей и участников преступного сообщества, строгой подчиненностью нижестоящих участников вышестоящим, отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов».

Речь идет об отчуждении госдолей в региональных предприятиях и мошеннических приватизационных схемах, в которых участвовали компании, аффилированные с родственниками фигурантов дела, отмечают СМИ. В деле фигурируют сыктывкарские лесодобывающий и лесоперерабатывающий комбинаты, региональный молокозавод, завод железобетонных изделий, хлебокомбинат и комбинат по производству фанеры, а также несколько предприятий ЖКХ.

При этом еще несколько дней назад по политической части ни к республике, ни к ее руководству не было никаких претензий, а Алексея Чернова, заместителя Гайзера по внутренней политике, чуть ли не ставили в пример остальным, говорится в статье. В июньском рейтинге эффективности губернаторов прокремлевского фонда ФоРГО Гайзер был не в первый раз отнесен к группе с очень высоким рейтингом.

Собеседники «Ъ» говорят, что новым главой Коми станет человек из другого региона. Ожидается, что Гайзера официально отправят в отставку на этой неделе. «Президент давно заявил о курсе на борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях и на всех этажах власти», — отметил источник «Коммерсанта», близкий к администрации президента.

Политолог Евгений Минченко (участник недавнего медиа-форума «Регионы России») констатировал в интервью «Ъ», что «правоохранительные органы вошли во вкус антикоррупционной повестки», которая обеспечивает им рост влияния. Политолог Глеб Кузнецов считает, что «в ситуации серьезного антикоррупционного запроса» господина Гайзера выбрали просто «потому, что его дело было лучше подготовлено» правоохранителями, а не потому, что он был единственный, кого можно привлечь к ответственности. По словам директора региональных программ Независимого института социальной политики

Натальи Зубаревич, «все ждали, кто будет следующим после Хорошавина», и «Гайзер — второй, но не последний». По мнению г-на Минченко, критерии, по которым губернаторы могут повторить судьбу господ Хорошавина и Гайзера, понятны: «главы, возглавляющие ресурсообеспеченные регионы и не обладающие серьезной защитой сверху, в зоне риска». Глеб Кузнецов, напротив, считает, что следующим может стать глава депрессивного региона, «а то у многих возникает ощущение, что трогают только богатых губернаторов, а нищий чувствует себя в домике».

Hачиная с 2003 года, Гайзер стал девятым главой региона, которому вменяются в вину различные злоупотребления и использование должностного положения в корыстных целях.

По мнению г-на Кузнецова, операция была проведена демонстративно, поскольку в такой ситуации «публичность является ценностью сама по себе». «Важно не избавиться от дурной овцы, а сделать это публично, чтобы была кровища, чтобы остальное стадо затрепетало,— пояснил он.— В нынешнее тяжелое время важно, чтобы чиновники боялись за свое место под солнцем. Адресатом этой истории является класс управленцев — они должны испытать шок и трепет».

В том числе и те, кто только что избран.

Фото: РИА «Новости»