«Санкционная война» между Россией и Западом может затянуться на десятилетия

«Санкционная война» между Россией и Западом может затянуться на десятилетия, предположил глава МИД России Сергей Лавров. А произойдёт это, главным образом, из-за мелочности США — Европа несамостоятельна и действует исключительно с оглядкой на «старшего брата», пишет «Русская планета».

«Санкционная война» между Россией и Западом может затянуться на десятилетия, предположил глава МИД России Сергей Лавров в интервью «Московскому комсомольцу».

«Может, зная американцев. С одной стороны — это великая страна, а с другой — представители ее исполнительной и законодательной власти ведут себя очень мелочно», — заявил Лавров.

В качестве примера Лавров привел поправки «Джексона — Вэника» 1974 года, когда США ввели санкции против СССР за то, что власти не разрешали евреям эмигрировать в Израиль.

«После того как все, кто хотел, уехали, а многие даже вернулись по собственному желанию, когда все двери были открыты, этот «Джексон — Вэник» продолжал действовать еще более двадцати лет и был снят только потому, что американцы осознали перспективу экономических торговых потерь в связи с нашим вступлением в ВТО. Сохранение санкций против нас означало, что они не будут пользоваться благами снижения таможенных тарифов с нами в рамках ВТО. Но после полного «закрытия еврейской темы» и признания этого всеми продлевали поправку «Джексона — Вэника» по требованию то одного сенатора, то другого», — заявил Лавров.

Как относятся рядовые европейцы к санкциям против России

В фарватере настроений «старшего брата» вынуждены идти и европейские страны. Общественное мнение в Европе далеко не всегда совпадает с мнением власти. Многие европейцы изначально были против экономических санкций в отношении России, которые введены в июле 2014 года и недавно продлены до июля 2016 года. Такая политика ведет не только к разрыву деловых контактов, но и подчас режет по живому, обрывая человеческие связи. Несмотря на то что некоторые политики продолжают делать антироссийские заявления, народы высказывают свое несогласие с этим.

Сегодня количество граждан ЕС, предпочитающих дружбу и добрососедство с Россией, растет. Один из соцопросов в Финляндии показал, что треть респондентов хотела бы улучшения отношений. Такие же тенденции замечены и в других странах. За скорейшее налаживание деловых отношений выступает и европейский бизнес.

Как ни удивительно, общественный «пророссийский» тренд не обошел стороной и европейских политиков, которые то и дело публично высказываются за отмену санкций. Но правительства посматривают за океан…

В понедельник почти одновременно прозвучали два полярных заявления в отношении экономических санкций против России: финский премьер-министр Александер Стубб высказался за их сохранение, а бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон — за отмену.

Г-н Фийон заявил, что введение экономических санкций в отношении России было ошибкой, «это был глупый шаг».

Его заочный оппонент г-н Стубб, который делал заявление в ходе американского визита, считает, что в данный момент преждевременно называть дату отмены экономических санкций против России. По словам финского премьера, их снятие против России будет зависеть от выполнения Минских соглашений.

Экс-премьер Франции приводит свои аргументы: «санкции не возымели ни малейшего воздействия на Россию в сфере международной политики, а лишь ухудшили с ней отношения», они разоряют как французских, так и в целом европейских фермеров. Поэтому следует «как можно быстрее отменить экономические санкции в отношении России», — делает вывод Франсуа Фийон.

Меры, предпринятые против России, включают в себя ограничения на поездки определенных лиц, замораживание активов, запрет на импорт продукции из Крыма, на предоставление кредитов с целью развития инфраструктуры Крыма, на импорт и экспорт оборонной продукции. Кроме того, запрещается экспортировать в Россию оборудование, позволяющее работать в глубоких водах и исследовать месторождения нефти в Арктическом регионе. Россия ввела зеркальные меры, которые ударили прежде всего по сельхозпроизводителям из Европы.

На слуху фермерские волнения, «навозные акции» в разных городах Старого Света, все помнят телесюжеты с помидорными и другими овоще-фруктовыми горами около мэрий европейских городов. Это действия рядовых европейцев, фермеров и иных товаропроизводителей, отстаивающих свои права, нарушенные с введением ЕС антироссийских мер и ответным российским эмбарго.

Нужны ли санкции рядовым европейцам?

Социологические опросы, которые проводились в Германии накануне введения санкций, показали, что почти 70% немцев выступали категорически против жестких мер по отношению к России. Сегодня благодаря работе пропаганды этот процент изменился, но в Германии вновь растет количество голосов за отмену санкций. Это особенно ощутимо на фоне захлестнувших страну миграционных проблем.

Нет единого мнения среди чехов, испанцев, итальянцев. Этот список можно продолжать, ибо консенсуса в старушке Европе на этот счет нет ни среди политиков, ни среди рядовых граждан, ни среди политиков и граждан. Подчас люди, выступающие против жестких мер в отношении России, сами не замечены в особой любви к нашей стране. Они выступают за отмену санкций из чисто практических соображений.

«Из-за западных санкций российский рынок постепенно займут другие страны, а наша страна потеряет из-за них тысячи рабочих мест», — заявил на одном митингов в Праге сенатор Ян Велеба, последние годы лет занимавший пост президента Аграрной палаты Чехии.

«В конечном итоге от этого зависит около сорока тысяч рабочих мест», — считает вице-канцлер и федеральный министр науки, научных исследований и экономики Австрии Райнхольд Миттерленер.

И это действительно так. Швейцария не попала под эмбарго, введенное Россией в ответ на санкции Запада. За прошедшие два года страна резко нарастила импорт сельхозпродукции в Россию, особенно сыров.

Экономика оказалась в центре внимания и во время визита в Россию премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера. Руководитель одного из регионов Германии, не имеющий по конституции своей страны права на проведение самостоятельной внешней политики, сосредоточился во время встречи с президентом РФ на экономических вопросах. Отношения России с этим регионом Германии особенные. До введения санкций товарооборот достигал 11 млрд евро в год, что сопоставимо с товарооборотом с целыми государствами. Свыше 50% инвестиционных проектов России с ФРГ работают с компаниями именно этого региона.

Из всего объема российско-германских экономических связей 20 % приходится на Баварию. В РФ работают 1600 предприятий с баварским участием — это и электроника, и машиностроение, и строительный бизнес, 50 процентов инвестпроектов ФРГ в России — баварского происхождения. Поэтому здесь хотели бы поскорее избавиться от таких мер экономического давления.

За развитие экономических контактов вне зависимости от политической обстановки ратует и министр экономики Франции Эмманюэль Макрон, который недавно принял участие во встрече Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам в Москве.

Он, кстати, стал уже четвертым французским министром, который за непродолжительное время совершил визит в Россию. Осенью прошлого года в Россию приезжали министры сельского хозяйства и экологии Стефан ле Фоль и Сеголен Руаяль, в декабре — глава Минобороны Жан-Ив Ле Дриан.

Свое заявление Эмманюэль Макрон сделал сразу после окончания экономического форума в Давосе, на котором о возможности отмены санкций говорил государственный секретарь США Джон Керри.

Усталость Европы заметили и американцы

Европа устала от санкций, это заметили и американцы, коли заговорили об их отмене.

То, что ряд стран ЕС, в том числе Германия, ищут пути для отмены экономических давления в отношении России, подтвердил и глава комитета Сената США по делам вооруженных сил Джон Маккейн. В то же время сенатор отметил, что окончательное решение по ослаблению санкций «в какой-то степени будет зависеть от американского руководства».

Власти России не испытывают большого оптимизма насчет того, что Евросоюз в ближайшее время снимет санкции против страны, отметил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин.

«На каждых консультациях европейцы говорят, что да, надо, но они сами себя загнали в эту парадигму, из которой теперь очень сложно будет выбраться, — сообщил он журналистам. — Но выбираться придется им, а не нам, потому что не мы это дело вводили».

Тем временем компании из Финляндии, работающие на российском рынке, начинают задумываться о переводе производства в РФ, сообщают финские СМИ. Похожие примеры есть и в других странах Европы.

«Мы считаем, что ничего хорошего санкции никому не добавляют», — сказал Дмитрий Медведев во время встречи с вице-канцлером Австрии.

Он вспомнил, что в ходе переговоров с руководством Евросоюза и отдельных государств и правительств, с которыми премьер встречался в последнее время, никто не сказал, что антироссийские меры — это хорошо. «Наоборот, все говорят, что это плохо, но тем не менее вся эта история продолжается», — заключил российский премьер.

Не только европейская общественность, но и россияне — за налаживание отношений. Несмотря на то что среди большей части населения сохраняется негативное восприятие США, ЕС и Украины (70, 60 и 63% соответственно), в настоящее время выросла доля респондентов, заявляющих о необходимости поиска компромисса между Россией и Западом. Число тех россиян, кто считает, что стране необходимо налаживать отношения с западными странами, увеличилось с 66% в сентябре 2015 года до 75% в ноябре 2015 года.

Процесс на общественном уровне приобрел встречный характер. Россия активно ищет пути улаживания ситуации, но начали не мы.

Политика с оглядкой на «старшего брата»

Один из двух политиков, мнения которых приводились вначале, находился с визитом в США и по определению должен был учитывать реакцию окружающих. Другой был дома и исходил из соображений целесообразности, которая диктует скорейшее восстановление деловых связей, возврат на российский рынок и улучшение жизни своих будущих избирателей.

На эту тенденцию в поведении европейских политиков — говорить с оглядкой на заокеанских коллег — в последнее время обращают внимание многие, и не только в России. Оппозиция и трезвомыслящие политики в их собственных странах указывают на необходимость проведения последовательного политического курса, который учитывал бы интересы собственного населения и бизнеса, а не только пожелания «старшего брата». За это же ратует и общественность. Ее иногда называют электоратом и вынужденно считаются в преддверии выборов.

Если рост недовольства падающим уровнем жизни из-за действия санкций будет нарастать и количество противников антироссийских санкций увеличится, то политические партии и представляющие их политики могут упустить момент и ощутят перемены в общественных настроениях только по итогам выборов. Тогда уже будет поздно. Но надо ли им это?..