Брянский национальный парк «Придеснянский» не без скандала появится к 2017 году

К 2017 году в Брянской области на территории около 70 тыс. гектаров будет создан национальный парк «Придеснянский» для сохранения биосферного резервата международного значения «Неруссо-Деснянское полесье». Местное население против, видя в этом, как ни странно, «антинародные поползновения лесного бизнеса», который таким образом хочет отгородить себе неподконтрольную территорию, сообщает корреспондент REGTime.

К 2017 году на территории Брянской области должна появиться третья по счёту охраняемая природная территория — национальный парк «Придеснянский». В него войдут согласованные территории Суземского, Трубчевского, Брасовского и Навлинского районов. Общая площадь составляет порядка 70 000 гектаров, из них около 3% территории будет иметь статус заповедной зоны. Эта заповедная зона национального парка, расположена в наиболее недоступном месте, в пределах действующей охранной зоны заповедника «Брянский лес». Остальные 97% территории войдут в рекреационную и хозяйственную зону. Протяжённость русла Десны в его границах составит около 80 км.

Впервые о создании брянского нацпарка официально было объявлено в 2011 году, когда распоряжением правительства Российской Федерации было предусмотрено создание национального парка «Придеснянский» на территории биосферного резервата международного значения Неруссо-Деснянское полесье, за сохранение которого государство взяло ответственность перед мировым сообществом. Строго говоря, биосферный резерват располагается на территории двух стран — России и Украины, но Украине не до нацпарков, тем более, совместных с Россией.

desna

Однако, с декабря 2011 года и по сей день, несмотря на международный статус резервата, лес в нём продолжает вырубаться, и вопрос создания парка саботируется. Против выступают три силы: местное население, охотхозяйства и лесоарендаторы.

Местное население против любых изменений в принципе. Вот типичный «крик души» (с сохранением орфографии): «опять затея создать нац. парк на территории Трубчевского района брянской не даёт спокойно спать «некоторым людям» я не хочу сейчас много говорить но повторить свои аргументы против, я просто обязан как патриот своей страны и края где проживаю. Во первых: Да лес рубят, да контроль за рубками слабый, да браконьерство есть. Но кто даст гарантию что, отобрав у населения огромную территорию на которой на которой никто не будет контролировать тех кто ею «завладел» ситуация изменится. Я уверен такие способы дохода в национальном парке как: охота, торговля лесом, будут основным незаконным доходом для руководства и обслуги парка. Если сейчас все охотники которых так рьяно поносят представители заповедника, платят все взносы, за путёвки, ведут биотехническую работу в лесу (а ведь об этом нет ни одного поста или передачи, все думают что охотники тока убивают животных) то когда все закроют общественного контроля не будет. Делай что хочу я сам себе хозяин. А для бизнеса как мы знаем все методы хороши… И самое главное жители нашего района должны сами понять что никто кроме нас эту проблему не решит. А если отдать решение этой проблемы другим, например тому же нац. парки то тогда мы всего нашего богатства которое наши деды отвоевали у немцев перейдет к «пендосам» т.к. все знают откуда растут ноги у всех этих антинародных идей по созданию парка. И в качестве завершения Трубчане вспомните: Заповедник в начале занимал около 12 тыс. га. сейчас за счёт расширения охранки более 30, если нац. парк планируют на 65 тыс га то через 20 лет граница будет у нас в огороде».

На недавнем круглом столе в брянском отделении ОНФ такие настроения назвали «связанными с дезинформированностью». Режим нацпарка довольно мягкий: рекреационная и хозяйственная зоны будут полностью доступны для местного населения без каких-либо дополнительных разрешений. Здесь будут разрешены сбор грибов и ягод, ловля рыбы, а в хозяйственной зоне даже и охота. Под запретом окажутся лишь сплошные рубки леса.

Лесоарендаторы, которых местное население подозревает в лоббировании «создания неподконтрольной территории», на самом деле против нацпарка, поскольку не желают расставаться с выделенными им землями и уверяют, что их деятельность не наносит вреда уникальному лесному фонду. При этом эксперты ОНФ выяснили, что большинство договоров аренды на данной территории были заключены или продлены управлением лесами и департаментом природопользования уже после того, как вышло распоряжение правительства от 2011 года о создании национального парка «Придеснянский».

Между тем, создание нацпарка позволит развить в регионе экологический туризм. «Национальный парк — это зона сотрудничества с местным населением, которое на партнерских отношениях учувствует в развитии туризма, инфраструктуры, других проектах национального парка. Часто путают понятие национальный парк и заповедник, порой это делают специально, чтобы ввести людей в заблуждение и настроить негативно к самой идее», — говорит эксперт ОНФ Пётр Шпиленок.

Как бы то ни было, в ближайшее время территории, которые планируется включить в состав парка, будут (несомненно со скандалом — см. выше) выведены из сферы лесозаготовки.