Павел Тютьков: дело жизни — собственный дендропарк «Тютьков сад»

В далёком уже 1995 году группа туристов из брянского Центра детского и юношеского туризма вышла во время очередного похода из леса на дорогу от посёлка Старь до посёлка Клёновский. У дороги стоял дом, а в доме их встретил и угостил чаем необыкновенный человек — любитель и ценитель природы, собравший рядом со своим домом в дятьковской глубинке настоящий дендропарк, который он всем с удовольствием показывал. Назвался этот человек просто — дед Павел, а фамилию отказывался называть наотрез. Это был создатель дендропарка «Тютьков сад» Павел Иванович Тютьков, сообщает корреспондент REGTime.

В Дятьковском районе, прямо в лесу есть заповедный уголок, созданный руками человека. Это памятник природы областного значения «Лесной дендрарий «Тютьков сад». Он создан стараниями всего лишь одного человека, работника Дятьковского опытного лесхоза Старского лесничества Павла Ивановича Тютькова.

Обычный сельский труженик, и в то же время необыкновенный любитель и ценитель природы, за несколько десятилетий по собственной инициативе на территории Старского лесничества он собрал уникальную коллекцию древесных и кустарниковых пород (более сотни наименований) из местных видов и видов различных географических регионов России, стран Европы, Азии, Северной Америки.

Шесть видов произрастающих здесь растений занесены в книгу «Редкие и охраняемые животные и растения Брянской области» (в региональную Красную книгу, проще говоря). Здесь произрастают такие экзотические для Брянской области породы, как бук лесной, клен зеленокорый, граб, пихты бальзамическая и кавказская, несколько видов орехов, можжевельника, туи…

«Папа был величайший труженик. Такую огромную работу выполнял. И когда только успевал? Из поездок по Союзу, из Прибалтики или с Кавказа, всегда вез чемоданы, сумки с семенами и черенками различных растений. Высаживал их, с любовью ухаживал, радовался, когда они принимались, когда начинали плодоносить», — рассказывает его дочь Нина Новикова.

…И тогда в 1995-м дед Павел рассказывал, как одно дерево привёз из Сочи, второе из Молдавии. Он ухаживал за своими растениями, как за малыми детьми, не считаясь с личным временем. Ведь многие из них были уроженцами теплых стран, и без специального ухода они не выжили бы в нашем суровом климате. Туристы с интересом собирали жёлуди дуба американского, пробовали плоды маньчжурского ореха, любовались кленом остролистным.

Павел Тютьков занимался также и пчеловодством, леспромхозовская пасека насчитывала в советское время 120 ульев. Он исходил из того, что на пасеке и вокруг неё должны расти древесные, кустарниковые и травянистые растения, цветущие в разное время вегетационного сезона и обеспечивающие более продолжительный медосбор. И таким выходящим из леса туристам он предлагал чай со своим мёдом…

Один из тех туристов стал редактором газеты и всё порывался съездить к необыкновенному энтузиасту, взять у него настоящее интервью, сфотографировать его прекрасный — единственный в области! — дендропарк. Но почему-то так и не сложилось.

А энтузиаста-природоведа Павла Ивановича Тютькова не стало в 1999 году. Остался без квалифицированного присмотра необыкновенный парк собранных им в одном месте уникальных деревьев и кустарников. И тогда сюда, в лесной массив в шести километрах от Стари, переехала старшая дочь Павла Ивановича Нина с мужем Анатолием. Через три года после смерти деда Павла этот участок леса Старского лесничества Дятьковского опытного лесхоза был объявлен памятником природы областного значения «Лесной дендрарий «Тютьков сад».

«Жалко было, что труды всей жизни моего отца пропадут. — признавалась Нина Павловна в разговоре с корреспондентом районки «Пламя труда». — Всё, что могли, мы с мужем спасали в первые годы, укрывали под зиму. К сожалению, без специального ухода некоторые деревья и кустарники погибли. К примеру, из шести кедров остался лишь один. Но есть и надежда, что некоторые виды восстановятся. Вот клён зеленокорый пропал. А недавно я тут в лесу ходила и увидела прутик нового деревца. Порадовалась. Значит, семечко смогло «зацепиться» за землю…»

Работы в дендрарии предостаточно. Много сухостоя. Какие-то деревья надо убирать, чтобы они не мешали расти и развиваться более ценным растениям. Нужно изготовить таблички с названиями тех или иных деревьев и кустарников, расставить их по парку, чтобы приезжие гости — а ведь нельзя, чтобы такой уникальный парк оставался неизвестным! — узнавали как можно больше информации о представленных в дендрарии видах растений.

Здесь, на «11-м километре» почти все сделано умелыми руками Павла Ивановича Тютькова. И похоронить себя он завещал здесь же, в своем заповедном и любимом месте — между сосен.