Эксперты через полмесяца после экокатастрофы не смогли идентифицировать стоки «Умалата» в реку Сев

Эксперты пытались идентифицировать «мёртвую воду», ставшую причиной экологической катастрофы на реках Сев и Нерусса, только более чем через две недели после начала гибели живых организмов. Поэтому «наличие причинно-следственной связи между аварийным сбросом жидких отходов предприятия на территорию, прилегающую к ЗАО «Умалат», и массовой гибелью рыбы в реке Сев» ставится под сомнение, сообщает корреспондент REGTime.

История с «мёртвой водой», ставшей причиной экологической катастрофы на реках Сев и Нерусса, превращается в классический «глухарь». Вследствие того, что экспертиза проб воды из реки, где произошла массовая гибель живых организмов, была произведена более чем через полмесяца после собственно события, точно указать виновника катастрофы становится юридически невозможным.

Напомним, ещё 31 июля жители Севского района обратились в средства массовой информации с заявлением о массовой гибели рыбы на реке Сев. Масштаб произошедшего стал ясен через несколько дней: гибнет уже не только рыба, но и другие обитатели реки и прибрежной территории. По факту массовой гибели рыбы началась прокурорская проверка, было возбуждено уголовное дело. Пятно агрессивных стоков было «отловлено» специалистами ГУ МЧС только почти через месяц после произошедшего, когда оно прошло весь Сев, убивая всё живое, и начало выходить в Неруссу. Тут уже забили тревогу сотрудники заповедника «Брянский лес» — и власти вместе с соответствующими ведомствами были вынуждены реагировать на экологическую катастрофу. Попадание в реку Сев ядовитых стоков привело, по подсчётам прокуратуры, к гибели 5465 экземпляров из числа «водных биологических ресурсов», а ущерб, причинённый окружающей среде, составил 3 млн. 193 тыс. 496 рублей. Брянским областным отделом Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» суммарный ущерб (включая кумулятивный эффект) от загрязнения Сева оценивается втрое выше — в 9,4 млн рублей.

svs_fish_dead1

Жители Севска уверены, что виной всему сброс в Сев сточных вод с полей фильтрации маслосырзавода ЗАО «Умалат». Согласно выводам проверки природоохранной прокуратуры, 30 июля «между двумя картами полей фильтрации предприятия произошел прорыв оградительной обваловки. При этом сточные воды совместно с иловым осадком были сброшены на прилегающую территорию».

«Проверка показала, что на предприятии допущены нарушения требований федерального законодательства при эксплуатации полей фильтрации. Производственный экологический контроль на предприятии не организован, а контроль за состоянием и эксплуатацией очистных сооружений не осуществляется», — сообщила пресс-служба облпрокуратуры. Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области оштрафовал юридическое лицо и ответственное должностное лицо предприятия на общую сумму 363 тыс. рублей.

dead_fish

Тем не менее, ведомство было юридически корректно в указании виновника: «Версия о наличии причинно-следственной связи между аварийным сбросом жидких отходов предприятия на территорию, прилегающую к ЗАО «Умалат», и массовой гибелью рыбы в реке Сев подлежит проверке в рамках расследования уголовного дела, возбужденного ОД МО МВД РФ «Севский» по части 1 статьи 250 УК РФ».

После этого в наступление пошло само ЗАО «Умалат», объявившее публикации о причинах экологической катастрофы «недостоверной информацией» и начавшее рассылать в редакции «доказывающий» это набранный вручную .doc-файл (без бланка, печатей и других признаков официального документа) под названием «Акт экспертного исследования Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве Юстиции РФ от 16 августа 2016 года под номером 3342/28-6» (имеется в распоряжении редакции REGTime).

Из этого «акта» следует, что «Экспертное исследование проведено в соответствии с договором № 3342/28-6 на основании заявки генерального директора ЗАО «Умалат» А.А. Мартыненко от 16.08.2016 на проведение экспертного исследования образцов воды». 16 августа — это более, чем две недели после задокументированного природоохранной прокуратурой сброса стоков в Сев. Пятно «мёртвой воды» (по данным сотрудников «Брянского леса», пятно практически не разбавлялось водой, т.е. сброшенные ядовитые отходы были концентрированы в одной дрейфующей точке) к тому времени уже подбиралось к Неруссе, а «прорыв оградительной обваловки» по логике должен был быть уже заделан.

Между тем, экспертами исследуются не пробы воды из отдрейфовавшего пятна «мёртвой воды», а «проба воды, взятой из реки Сев в месте предполагаемого сброса загрязняющих веществ, и проба воды из очистных сооружений ЗАО «Умалат».

svs_dead_fish

Естественно, что в этой ситуации эксперты делают осторожный вывод: «1. Содержание загрязняющих вещества в пробе речной воды не соответствуют содержанию загрязняющих веществ в пробе воды из очистных сооружений ЗАО «Умалат».
2. Установление загрязнения воды реки Сев путем попадания сточных вод из очистных сооружений ЗАО «Умалат» не представляется возможным по причинам, изложенным в исследовательской части».

После чего в территориальном органе Росприроднадзора на основе этого «акта» (даже если этот документ подлинный) делается вывод: «вода в реке Сев не оказывает острого токсического действия на тест-объекты». Таким образом, превращение расследования локальной экологической катастрофы в «глухарь» завершено.