«Нищий алкоголизм»: суррогаты, медпрепараты, лосьоны и парфюмерные средства каждый год убивают тысячи россиян

50 человек скончались после употребления косметического средства «Боярышник» в Иркутске. В городе введен режим ЧС, торговля спиртосодержащей продукцией, предназначенной для бытовых и гигиенических целей, запрещена. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал ситуацию «полным безобразием», а пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что это «страшная трагедия». В 2016 году спиртовые настойки и антисептики, не предназначенные для приема внутрь, унесли жизни более 9 тыс. россиян.

В Иркутске, где в микрорайоне Ново-Ленино от отравления парфюмерным средством «Боярышник», по последним данным, скончались 50 человек, объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Минздрав региона сообщил, что отравление вызвал метанол. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). Торговля спиртосодержащей продукцией, предназначенной для бытовых и гигиенических целей, в городе запрещена. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал ситуацию «полным безобразием», а пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что это «страшная трагедия».

Отравления и смерти при употреблении суррогатов в России происходят регулярно, каждую неделю. Однако обращают на них внимание исключительно в тех случаях, когда жертв сразу более десятка, а не как обычно — два-три человека. В Брянской области, например, случаи отравления суррогатным алкоголем официально зафиксированы в последний раз в 2006 году, хотя с начала 2016 года в Брянской области от отравления алкоголем умерли 78 человек. По этому показателю регион занял третье место в Центральном федеральном округе.

В 2014 году спиртовые настойки и антисептики, не предназначенные для приема внутрь, унесли жизни 45 тысяч россиян.

За девять месяцев 2016 года (с января по сентябрь) в России было зафиксировано 36 тысяч случаев острого отравления алкогольной продукцией, 9,3 тысячи — с летальным исходом, сообщается на сайте Роспотребнадзора.

Основной источник отравления, на долю которого приходится 76%, — этанол. Но растет и число отравления метанолом — в этом году зарегистрировано 1200 случаев.

Россияне все чаще попадают в больницу не только из-за некачественной водки, »коньяка» и »виски», но и после употребления технического спирта, стеклоочистительной жидкости, одеколона, тосола, сивушного масла, тормозной жидкости, этиленгликоля — то есть любой спиртосодержащей продукции.

Более 10% россиян ищут альтернативу водке в медпрепаратах, лосьонах и т. д. Речь идет о спиртосодержащих лекарственных средствах и косметических изделиях, формально предназначенных для улучшения здоровья и ухода за внешностью, но в действительности потребляемых малообеспеченными слоями населения в качестве дешёвого заменителя водки.

Совпадение, но десять дней назад Брянское отделение ЛДПР направило запрос в Министерство здравоохранения с просьбой прояснить ситуацию с «лосьонным алкоголизмом» и дать свою оценку по данному вопросу. Также брянские «соколы» объявили о своей законотворческой инициативе по внесению изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». На борьбу со свободной продажей косметических лосьонов брянских представителей ЛДПР нацелила одна из жительниц Брянска. Она попросила помощи в избавлении от алкогольной зависимости её родственника. По словам женщины, мужчина, пытаясь выйти из запоя, постоянно сталкивается с «фанфуриками» и срывается. В алкоголесодержащих лосьонах потребителей привлекает низкая цена (15-30 рублей) и доступность — они продаются в аптеках, а также в продуктовых магазинах.

«Нужно обратить внимание на то, что не только в аптеках но и в магазинах — на кассах, непрерывно реализовывают данную продукцию. Эти бутылочки продаются определенному контингенту. Однако суть проблемы скрывается в федеральном законе, который проводит данный товар вне акцизов, а это означает, что его разрешено легко производить и продавать, совсем не задумываясь о качестве товара», — говорит депутат-ЛДПРовец Михаил Букреев.

Точных данных об объемах производства этого продукта в России нет. Но по подсчетам Росалкогольрегулирования (РАР), россияне ежегодно потребляют такие лосьоны и настойки в объеме от 170 млн до 250 млн литров в водочном эквиваленте (40% содержания этилового спирта), причем спрос устойчиво растет почти на 20% в год.

В 2015 году розничные продажи крепкого алкоголя в России составили около 950 млн литров. А на «боярышник» пришлось около 20% всего этого рынка.

spirit

Медицинские настойки и косметические лосьоны регулярно потребляют не по назначению до 15 миллионов человек, то есть более 10% россиян. Опрос Высшей школы экономики также подтвердил эту цифру — около 13% опрошенных имеют знакомых, которые потребляют алкогольные суррогаты, продаваемые под видом лекарств или лосьонов для бритья.

В отличие от легальных производителей алкоголя, их коллеги, специализирующиеся на медпрепаратах и косметике, освобождены от уплаты акцизного налога (100 рублей за бутылку водки 0,5 л).

Доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства и косметику с использованием спирта, практически невозможно.

К тому же проблема заключается в контроле. Производством медицинских спиртовых настоек занимаются десятки российских предприятий. Развернуть такое производство можно довольно быстро — оборудование стоит недорого. И настойки, в отличие от продукции российских спиртзаводов, не находятся под контролем РАР, не отслеживаются при помощи электронной системы учета ЕГАИС. А производители фармсубстанций находятся в ведении Минздрава и Минпромторга — информация о фактических объёмах производства спирта на них для РАР недоступна.

Ситуация с производителями «питьевой» косметики несколько иная. Они не могут использовать медицинский спирт и вынуждены закупать его у спиртзаводов, работающих на пищевую промышленность. Поэтому отгрузка спирта на парфюмерные фабрики фиксируется в системе ЕГАИС. Однако производители косметики тоже не платят акцизов. При этом такую «парфюмерию» они законно могут продавать где угодно.

В 2015 году объем поставок спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и т. д. вырос по сравнению с 2014 годом в 4,2 раза, с девяти миллионов до 38 миллионов литров. Но увеличения производства спиртосодержащей непищевой продукции не произошло. Значит, этот спирт пошёл на производство неучтённой продукции.