Подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» исполнилось 113 лет

Каждый россиянин хотя бы раз в жизни слышали слова знаменитой песни: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», / Пощады никто не желает». Но далеко не каждый знает, что стихотворение, положенное на музыку, принадлежит австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Поводом для его написания послужило событие русско-японской войны начала XX века, а именно морское сражение в Чемульпо, которое состоялось 9 февраля 1905 года, пишет МИА МИР.

О героическом подвиге экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» написаны десятки стихов, сотни книг, опубликовано множество статей, а мельчайшие подробности самого боя представлены в игровом и неигровом кино.

Знаменитое морское сражение у Чемульпо состоялось 9 февраля (а по старому стилю 27 января) 1904 года. Сейчас этот город называется Инчхона, находится он в западной части Корейском полуострове в Республике Корея. В то время незамерзающий Чемульпо, как и сейчас, являлся крупнейшим портом на западном побережье полуострова и стратегически важным объектом в стране.

Из-за нестабильной и опасной политической ситуации в Корее в бухте беспрерывно присутствовали военные корабли Великобритании, Франции, США, Италии, Японии. Не исключением были и российские суда. В рамках очередной дипломатической миссии 11 января 1904 года крейсер «Боярин» сменили на другой российский крейсер — «Варяг», ещё через неделю взамен канонерской лодки «Гиляк» прибыл «Кореец». К тому моменту отношения между Россией и Японией изрядно испортились: их интересы постоянно сталкивали на Дальнем Востоке, в Китае и Корее. Поэтому, в связи с осложнением ситуации, изначально задачей японского крейсера в порту стало наблюдение за российскими кораблями, однако в ночь с 8 на 9 февраля он вышел из бухты, чтобы соединиться с остальными японскими силами.

Утром 9 февраля командиры иностранных кораблей получили письмо от японского контр-адмирала Сотокити Уриу, из которого стало ясно о начавшейся войне между Японией и Россией. Спустя несколько часов содержание письма было доведено до контр-адмирала Российского Императорского Флота, командира крейсера «Варяг» Всеволода Руднева, который сразу же сообщил о положении дел командиру канонерской лодки «Кореец» Григорию Беляеву.

Стоит отметить, что командующие иностранными кораблями, несмотря на коллективный протест, приняли решение о соблюдении нейтралитета и отказались сопровождать русские корабли до границ территориальных вод Кореи.

Подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» исполнилось 113 лет

К тому моменту японцы успели заблокировать русские корабли в бухте: из-за чего «Варяг» и «Кореец» оказались в невыгодных для себя условиях… но бой всё же приняли.

С японской стороны было значительное превосходство в силах: в морском сражении участвовали бронепалубные крейсера «Акаси», «Ниитака», «Нанива», «Такачихо», три миноносца 14-го отряда («Манадзуру», «Тидори» и «Хаябуса») и броненосные крейсера «Чиода» и «Асама», последний из которых был самым мощным и вооружённым, способным развить наибольшую скорость среди крейсеров эскадры Уриу. Со стороны России в бою — только бронепалубный крейсер «Варяг», которому на тот момент было всего три года, и 16-летняя канонерская лодка «Кореец». Как отмечают эксперты, у японской эскадры по бортовому залпу было преимущество перед двумя российскими кораблями в 3,9 раза — 1671 кг против 432 кг.

Понимая всю сложность ситуации, Всеволод Руднев решил прорвать блокаду и вырваться в открытое море. После соответствующего сигнала и поднятия боевого флага «Варяг» и «Кореец» двинулись к выходу из порта.

Такие действия русских кораблей стали неожиданным поворотом для Уриу, который предполагал разнести вражеские суда в бухте. Сначала японский контр-адмирал решил смиловаться над нашими моряками и предложил им сдаться, не получив согласия, он открыл огонь.

По данным официальных источников сражение у Чемульпо российских кораблей с японской заняло чуть более часа (на фото внизу — схема боя из вахтенного журнала «Варяга»). Бой был жестоким, шквальный огонь палил с обеих сторон… Наши отчаянно защищались от повального огня противника и пытались прорваться, но силы были неравны. Несмотря на ранение и контузию Руднев продолжал вести бой и отдавать команды. Однако повреждения вынудили капитана вернуть крейсер на якорную стоянку. Опасаясь задеть иностранные суда, японская эскадра остановила пальбу.

Подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» исполнилось 113 лет

Повреждения оказались очень значительными и серьёзными, понимая безвыходность нового боя, Всеволод Руднев и команда принимают серьёзное решение — чтобы защитить честь и сдать корабли врагу, их необходимо: крейсер «Варяг» опрокинулся на левый борт и затонул в бухте в результате открытия клапанов и кингстонов, а канонерскую лодку «Кореец» взорвали после сжигания секретных документов.

Экипажи были переведены на нейтральные иностранные корабли: крейсер «Паскаль» (Франция) принял 216 моряков, крейсер «Талбот» (Англия) смог разместить 273 моряка, ещё 176 моряков были отправлены на итальянский крейсер «Эльба».

Во время обсуждения вопроса статуса российских экипажей японцы пошли навстречу: все отпускались на Родину, но при условии больше не воевать. В России, как предполагали офицеры и моря, их ждал суд, ведь морское сражение было проиграно, а оба корабля уничтожены, пусть и своими силами. Но всё случилось совершенно наоборот — их приняли как героев! Торжественные встречи по возвращению с участием императора Николая II были проведены в Одессе, Севастополе и Петербурге. Сами команды моряков в связи с достигнутой договорённость с японцами были расформированы и распределены на другие флоты, не участвующие в военных действиях.

Всех наградили орденами Святого Георгия 4-й степени, знаками отличия Военного ордена 4-й степени и другими высокими наградами. В память о тяжёлой битве появилась специальная медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“», которую также получили все, кто принимал участие в морском сражении. Кроме того, матросам «Варяга» вручили именные часы от Николая II. А спустя 50 лет, в 1954 году, ветеранов боя наградили медалями «За отвагу».

По официальным данным, экипаж канонерской лодки не пострадал, чего нельзя сказать о команде крейсера: сражаясь за свободу, в бою погибли 1 офицер и 22 нижних чина, спустя несколько дней после сражения умерло десять моряков. Что касается точной цифры о раненных, то её установить так и не удалось — в разных источниках представлены разные данные, которые не сходятся друг с другом. Официальный санитарный отчёт по итогам русско-японской войны содержит цифру в 97 раненых.

В 1911 году останки погибших захоронили на Морском кладбище Владивостока в братской могиле, над которой установлен обелиск из серого гранита.

Как отмечают историки, подвиг команд крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» навсегда останется в истории русского флота. Он показал мужественность и самоотверженность российских моряков перед лицом опасности, которые не спустили флаг перед врагом, значительно превосходившим в силах. Даже японцы называют вступление российских кораблей в бой героическим.

За совершённый подвиг памятник командиру крейсера Всеволоду Рудневу был установлен 9 августа 1992 года в тульском селе Савино — именно здесь его похоронили в 1913 году. А спустя пять лет во Владивостоке появился памятник легендарному крейсеру «Варяг».