Мусорная реформа в Брянской области направлена в печь. Лично губернатором

Мусорная реформа в Брянской области пойдёт своим путём: на сессии облдумы озвучены планы использовать для утилизации ТКО не специальный завод, а завод «Мальцовский портландцемент» через превращение мусора в пеллеты RDF. Чуть более 15 лет назад это предприятие в качестве альтернативного топлива намеревалось использовать отработанные покрышки со всего мира.

На внеочередной сессии Брянской облдумы в конце минувшей недели по инициативе губернатора Александра Богомаза снова был рассмотрен вопрос о переходе на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами (ТКО). Речь шла не столько о самой реформе, сколько о финальной фазе существования мусора — его утилизации. Вместо строительства специального завода для утилизации ТКО предлагается утилизировать его в печах завода «Мальцовский портландцемент».

«У нас есть уникальная возможность не строить завод для утилизации мусора за миллиард рублей. «Мальцовский портландцемент» готов утилизировать, там есть патриоты Брянской области, которые понимают, что вложив 200–300 миллионов рублей, предприятие сможет утилизировать 40% отходов», — заявил губернатор на сессии.

Проводником брянского особого пути в мусорной реформе является генеральный директор «Мальцовского портландцемента» Сергей Марченков. В условиях роста цен на газ цементники, которые используют гигантские его объёмы для сжигания в печах, всё время ищут альтернативные виды топлива. На сей раз речь идёт об RDF-топливе, или Refuse Derived Fuel, – топливе, которое состоит из оставшихся после сортировки отходов.

В идеале путь отходов от нашего мусорного ведра до RDF-топлива может выглядеть так. Собранные у населения отходы сортируют, извлекая вторсырьё – стекло, пластик, металл, бумагу и картон. Всё вторсырьё отправляют на переработку. На сортировочной линии должна отделяться также и органика (в основном остатки еды и растений), её либо захоранивают на полигоне (а потом используют для получения биогаза), либо компостируют. А всё, что осталось, является сырьём для топлива.

После подготовки отходов следует их окисление с выработкой тепла в камерах сгорания, широко применяется на цементных заводах. RDF состоит на 44-51% из углерода, на 29-36% из кислорода и на 5-7% из водорода. Одна тонна RDF заменяет тонну угля и тысячу кубов природного газа. Этот вид топлива давно производят в Европе, где используют преимущественно в цементном производстве.

Организацию производства RDF-топлива из твердых бытовых отходов с 2013 года «пробивало» ЗАО «Метаклэй» в рамках проекта «Зелёная энергия» на базе мусороперерабатывающего завода в Большом Полпино. Однако вопрос, что называется, «завис». Теперь цементники делают новый заход с использованием «тяжёлой артиллерии» — лично губернатора.

«Мы должны решить главную задачу: 60% мусора — на переработку, 40% — на утилизацию… Через месяц на каждом полигоне должен работать мусоросортировочный комплекс. Как только он заработает и как только будет 400 тонн в день отобранного сырья на утилизацию — «Мальцовский портландцемент» готов потратить около 200 млн. рублей на специальное оборудование на каждую печь и утилизировать», — заявил Александр Богомаз.

«Мальцовский портландцемент», в свою очередь, заявил, что готов вложить собственные инвестиции в переоснащение оборудования и в год выйти на мощности переработки 450 тысяч тонн — то количество, которое необходимо перерабатывать региону. Остался только вопрос, где будут прессоваться пеллеты RDF.

В начале 2000-х годов «Мальцовский портландцемент» в условиях резкого роста цен на газ пытался внедрить в качестве топлива для своих печей именно отработанные покрышки и даже установил специальное оборудование —устройство «Пеликан»для сжигания изношенных автопокрышек и других горючих отходов во вращающихся печах. Этот способ утилизации имеет в мировой практике свои аналоги. В частности, в Германии, Японии, Франции и Венгрии уже довольно давно вполне успешно используются аналогичные установки. Однако эта попытка руководства предприятия встретила жёсткое сопротивление экологов. Возможны их возражения и сейчас — дело в том, что ни на одной из стадий производства RDF-топлива не предусмотрено извлечение опасных отходов. А они есть. Это, например, ртутьсодержащие энергосберегающие лампы, батарейки, остатки лекарств. В мусор попадают также остатки лакокрасочной продукции, автомобильные отходы, пластики. В процессе сжигания все эти отходы могут выделять небезопасные вещества, многие из которых являются стойкими органическими загрязнителями (после попадания в окружающую среду они накапливаются, «вклиниваясь» в пищевые цепочки), тяжёлыми металлами (например, свинец в любой концентрации опасен для здоровья).

Для справки

На производство 1 т цементного клинкера (промежуточного продукта, получаемого при обжиге сырьевой смеси) на современных предприятиях расходуется 4 300 кг различных природных материалов, в том числе карбонатного и глинистого компонентов — 1 840 кг, топлива в пересчете на условное топливо — 110 кг (угля — около 200 кг), электроэнергии в пересчете на условное топливо (1 кВт — эквивалент 0,362 кг условного топлива) — 43 кг, воздуха на горение — 2 300 кг. Безвозвратные потери воды на технологическое охлаждение и бытовые нужды составляют 40 кг.

2018 год прошёл под знаком скандальной пенсионной реформы, 2019 год начался с не менее скандальной мусорной. Поддерживаете ли вы «мусорную реформу»?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

© ГородБРЯНСК.Ru, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *