Александр Погорелов: «Брянские спортсмены должны выступать за Брянскую область, даже если уезжают»

brn_pogorelov1В июле Казанской Универсиадой в России начинается Большой Спортивный сезон, кульминацией которого станет Сочинская Олимпиада. А между ними будут ведь ещё и Всемирные Игры боевых искусств в Петербурге, и чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве, и многие другие старты… Логично, что перед началом этой череды событий REGTime решил встретиться с начальником областного спортуправления, единственным россиянином-призёром ЧМ в десятиборье Александром Погореловым.

— Александр Геннадьевич, Брянская область будет как-то причастна к намечающимся большим спортивным событиям? Брянские спортсмены будут в них участвовать?

— Однозначно — да. На Универсиаде — стопроцентно, как минимум, два человека. Это Светлана Бабушкина (вольная борьба) и Василий Харламов (легкая атлетика). Вопрос решается по Екатерине Денисенковой (дзю-до) и, возможно, ещё по одному-двум легкоатлетам. Они ещё под вопросом.

Что же касается чемпионата мира в Москве, то тут всё решит чемпионат России, который будет проходить в середине июля в Москве. Только после этого можно будет сказать, будут ли наши в сборной.

— У нас есть вероятные кандидаты?

— Конечно! Во-первых, это две бегуньи — Елена Соболева и Екатерина Мартынова, прыгун в длину Александр Петров, и опять же — Василий Харламов, десятиборец.

— Он единственный после вас в брянской лёгкой атлетике десятиборец мирового уровня?

— Харламов недавно завоевал серебряную медаль на молодёжном чемпионате России. У него хороший уровень. А у Алексея Дроздова — травма.

— А на Олимпиаду в Сочи у брянского спорта есть какие-то надежды?

— Такая надежда на участие в Сочинской Олимпиаде у нас только одна — лыжник Максим Ковалев, но, прямо скажем, шансы его не так велики. Поэтому надежда призрачная. Говорить о больших «зимних» достижениях после Ларисы Куркиной, прямо скажем, тяжело. Да, у нас развиваются лыжи — но так сложилось исторически, что в Брянской области кроме лыж, по большому счету, ничего нет. Есть хоккей, но уровень ХК «Брянск», скажем так, «неолимпийский». Есть теперь фигурное катание, но это пока дети. Приехал детский тренер по фигурному катанию, поднимает этот вид, как массовый спорт для детей. А что касается высших достижений — лыжи, лыжи и еще раз лыжи.

— Кроме лыж, хоккея и фигурного катания возможно ли развитие ещё каких-либо зимних видов в регионе?

— Всё зависит от инфраструктуры. Например, идёт разговор о создании государственно-частного партнерства по созданию в парке имени 1000-летия Брянска горнолыжного комплекса с трамплином. Склоны «Соловьёв» — отличное место для занятий горными лыжами, есть проработанные и городскими спортшколами, и частным спорткомплексом «Варяг» трассы, есть подъёмники. Строится в «Варяге» и новый современный подъёмник. Возможна и реконструкция заброшенного трамплина. Аналогичный горнолыжный комплекс «Квань» есть и в соседней Калуге — там используются склоны берегов Оки. Но там он полностью частный, а у нас планируется именно государственно-частное партнерство. Сейчас ведутся переговоры, я думаю, что к какому-то конкретному решению мы уже в скором времени придем.

Я думаю, что все-таки толчок развитию новых зимних видов спорта будет — мне этого очень хотелось бы, как руководителю. Но, естественно, это зависит не только от меня, а ещё от множества факторов.

— Вы сейчас больше спортсмен или чиновник?

— Не могу сказать однозначно. Но знаю точно, что посмотрел на работу спортивного функционера с обеих сторон. И отчасти стал понимать чиновников. Однако всё равно в душе я себя чувствую спортсменом. Я стараюсь максимально учесть и интересы спортсменов, и требования к финансированию спорта, чтобы достичь оптимального результата на благо, естественно, спорта в Брянской области, ну и вообще в России.

— Вы не рано ушли из большого спорта?

— Я бы ещё повыступал, но мои травмы уже более не совместимы с занятиями спортом.

— Вы говорили только что, что говорить о брянских олимпийских достижениях после Ларисы Куркиной тяжело. А о больших летних достижениях, скажем, после вас? У брянского спорта есть резерв?

— Резерв есть, но есть и проблемы. К сожалению, нет тренеров — молодых тренеров, которые работали на спорт высших достижений. Вернее они есть, но их очень мало. Массовый спорт, конечно, развивается, но это другое направление — скорее физкультура, нежели спорт. Спорт все-таки подразумевает высшие спортдостижения.

— Тогда почему мы с такой лёгкостью «разбрасываемся» атлетами? Лишились же мы чемпионки Европы по дзюдо Натальи Кузютиной — она теперь выступает за Тюмень. Брянские мастера единоборств выступают за московские клубы (а на носу Всемирные игры боевых искусств в Петербурге)…

— Я сам не так давно выступал на высоком уровне. Таковы современные реалии — век спортсмена не долог. Уже в 30 лет в принципе — ветеран. И люди хотят заработать на тот период времени, когда они будут находиться в поиске себя уже после спорта. Я думаю, что это нормальное явление, только хотелось бы, чтобы это все было цивилизованно. Дело не только в спортивных властях, но и в самом спортсмене. С той же Кузютиной в свое время вопрос можно было решить, но, к сожалению, он не решен. Я, как руководитель спорткомитета, с ней разговаривал, но она пока не хочет к нам возвращаться. Но мы все-таки надежды не теряем. Всё-таки она брянская и тренируется она до сих пор на наших базах, и тренер её живёт на Брянщине.

Когда люди накануне Олимпиады или какого-то ещё крупного старта берут и таким образом «уезжают», я думаю, что это неправильно. Регион вкладывает деньги, выплачивает зарплату, оплачивает сборы — может быть, не в полной мере или не в том количестве, как хотелось бы спортсмену, но все-таки он это делает по своим возможностям. А спортсмен так поступает. Всегда можно найти точки соприкосновения.

Мы надеемся, что придем со спортсменами к общему пониманию. Нам хотелось бы, чтобы наши брянские спортсмены, даже если они уезжают в другой регион, все равно выступали «за нас».

— Двойным зачётом? Вторым регионом?

— Да. Ведутся разговоры, чтобы убрать «двойной зачёт», но все понимают, что один регион подготовить спортсмена высокого уровня просто не потянет. Тем более у разных регионов, разные финансовые возможности. Там если сравнить Ханты-Мансийск, Москву, и наш регион, деньги, скажем так, немного не сопоставимы.

Я сам выступал за Брянск и за Курск. В Брянске я жил и тренировался, Курск — моя родина.

— Следовательно, ставка делается на возращение спортсменов? А что для этого делается? Всё-таки спортсмены, как уезжали, так и уезжают. Самбисты, например, начинают выступать за Белгород, за Москву и т.д.

— По моей информации, из спортсменов высокого уровня из Брянской области уехала одна Кузютина. Я читал в СМИ, что «в другие регионы ушли почти все перспективные спортсмены», но думаю, что это не совсем верная информация. Например, из представителей ведущего вида в регионе — лёгкой атлетики — ни один человек из Брянска не уехал. Даже если они тренируются в составе сборной в других городах, но они все равно продолжают выступать за Брянскую область. Есть парень — борец, хочет выступать на чемпионате России и желает вернуться в Брянск. Я думаю, что это возможно.

Я считаю, что люди должны разговаривать и договариваться. Это касается и смены «регионального спортивного гражданства». Прежде всего, мы люди. И на спорте жизнь не заканчивается. И человека судят по поступкам.

— Финансирование брянского спорта улучшится?

— Я надеюсь. По крайней мере, мы все для этого делаем.

— И не будет больше задержек с оплатой соревнований и тому подобными вещами?

— Это проблема была того года. В этом году пока все идет нормально. Да и не всё зависит всегда от нас. Есть проволочки чисто бюрократические. Когда был спортсменом, я этого тоже не понимал. Но вот когда сам сел в кресло начальника спортуправления, начал понимать. Ведь бывает — сделали документы, сдали, а там буква одна не так написана, и их возвращают. А это все время, а люди ждут. А когда люди ждут — не все же понимают, что есть проблема, которая решается, но нужно какое-то время. Все же хотят сегодня и сразу.

Плюс в прошлом году работа ГБУ «Легкоатлетический комплекс», через который мы финансируем спорт и спортсменов, была, по моему мнению, неудовлетворительной. По ряду причин. Сейчас, к 2013 году работа налажена. Мы наступили на грабли, и больше на них наступать не будем. Сейчас с финансированием проблем нет. Может быть, есть какие-то недоработки, но они все решаются в рабочем режиме. Жалоб нет, а если есть, то они сразу решаются. Оперативно.

— Перед Олимпийскими играми в Лондоне федеральные СМИ расставляли регионы по ранжиру — по количеству спортсменов, делегируемых в олимпийскую команду. В какой «олимпийской лиге» находится, по большому счёту, Брянская область?

— Мы не лидеры и не аутсайдеры. С Москвой, Петербургом и нефтяными регионами нам не тягаться, но в середине мы место точно удерживаем.