Бюрократия на крови: all_decoded изысканий sebast_sto

Современному человеку, оторванному от реальности, погружённому в телевизор и компьютер (а в особенности — в смартфон и планшет), практически невозможно реально оценить, что думали люди, жившие 70 лет назад, какие были побудительные мотивы у их поступков. Поэтому возникает жгучее желание «подогнать» их дела под собственные неприглядные лекала. Именно этим сейчас занимаются т.н. «историки», выискивающие сенсационные «чёрные дыры» и «белые пятна» в Великой Отечественной войне — в том числе, и в партизанском движении в брянских лесах…

Фигура аспиранта Берлинского университета, отлично знающего русский язык рыжего немца Себастьяна Штоппера, работавшего над докторской диссертацией и избравшего своей специализацией изучение партизанского движения в Брянских лесах во время Второй мировой войны, возникла в 2011 году. Тогда он передал губернатору Николаю Денину личный дневник знаменитой партизанки, Героя Советского Союза Вали Сафроновой. Документ действительно уникальный, хранившийся в личном архиве и доставшийся герру Штопперу по объявлению. Как истинный немец, после исследования документа герр Штоппер должен был вернуть его, откуда взял. Поскольку прежняя владелица раритета почила в бозе (история обретения дневника совершенно отдельная и не касается тема статьи), историк решил «положить его на место» туда, откуда он прибыл в Германию — в Брянск. Великая немецкая страсть к Ordnung’у, которую никакой мультикультурализм и гей-толерантность выбить не могут, помогла найти ценный документ. Ordnung — и ничего более. Хотя губернатор на радостях (и из чувства гостеприимства) и вручил Себастьяну Штопперу памятную медаль «В честь подвига партизан и подпольщиков» — всё-таки человек брянскую историю изучает. Немец, а партизанским движением интересуется!

Сейчас 31-летний Штоппер уже доктор — он защитился. Ведёт на прекрасном русском языке блог в «Живом Журнале» под ником sebast-sto, собирает информацию о партизанском движении, перерабатывает её и выдаёт ровно в том ключе, который выгоден ему — не как историку, а как немцу. И, читая его изыскания, понимаешь — медаль «В честь подвига партизан и подпольщиков» вручена ему явно зря. Ну да сделанного не воротишь…

Но опасны даже не изыскания искренне оправдывающего своих земляков и предков берлинца Штоппера — он не видел и не знал, что творили цивилизованные европейцы в варварской России. Он просто читает отчёты, в которых перечисляются меры о «произведенной мере возмездия» (это о расстреле всех жителей деревни Хацунь), написанных сухим бюрократическим языком: «Были расстреляны: 68 мужчин, 60 женщин. Так как у большинства детей был средний возраст от 2 до 10 лет, было решено не предоставлять их самим себе. По этой причине все дети были расстреляны. Их было 60». Цитата дословная. Ordnung есть Ordnung. «Жители южной части деревни не были мирное население. Они скрыли враждебных солдат в бегах, они владели оружием и принимали участие в нападении на немецких солдат. Каждая оккупационная власть должна была бы реагировать», — пишет Штоппер. «Мы узнаем из документа (процитированного выше — Ре), что это не было геноцид, а спровоцированный акт возмездия (расстрел взрослых) и террора (убийство детей)». Орфография автора сохранена. Ordnung.

Гораздо опаснее союзники Штоппера, которых он, раскрывая «чёрные дыры и белые пятна», вербует здесь — там, где предки Штоппера расстреливали детей, чтоб не оставались без взрослых. И вот уже в совместной работе Штоппера и едва ли не самого знаменитого брянского блогера (и самого верного ценителя творчества Штоппера) all_decoded (Андрея Кукатова) читаем о судьбе попавшего в плен партизанского командира Виктора Галюги: «Сразу нужно сказать, что Галюга давал такие показания, которые должны были понравиться немцам и обнадежить их… В лагере Летцен велась активная вербовка в РОА (Русскую Освободительную Армию) генерала Власова, однако майор Галюга в списках этого воинского формирования не значился. Документы, которые объясняли бы этот факт, пока не обнаружены. Можно предположить две вероятные причины: отказ Галюги от сотрудничества или невозможность сотрудничества по состоянию здоровья…». Вообще говоря, оба они — немец по определению, а наш по уверенности в том, что раньше всё писали неправильно — ставят под сомнение эффективность партизанского подполья на Брянщине, выискивая более-менее противоречивые факты, записанные в разных отчётах.

А теперь — главное. Специально для тех, кто считает Штоппера тем самым лучом света в тёмном царстве, который говорит святую правду о военных годах на основе верных и подробных немецких документов. Для тех, кто считает всё то, что мы знаем о партизанском движении и о войне в целом, выдумкой коммунистической пропаганды (это и all_decoded касается). Для тех, кто считает документы из советских архивов переполненными выдумками и приписками (хотя хотелось бы посмотреть на нынешних прикованных к креслам у компьютеров и страдающих некоторым ожирением блогеров адекватно оценивающими обстановку в условиях лесного боя и тщательно подсчитывающих в этот момент потери противника). Так вот. В официальной политике памяти ФРГ, определяемой государственными институтами, СМИ и большей частью научного сообщества, национал-социалистический геноцид еврейского народа занимает с конца 1970-х годов более значимое место, чем Вторая мировая война, и в частности война на уничтожение против Советского Союза. Советские граждане, ставшие жертвами этой войны (по последним подсчетам, речь идет о 27 миллионах убитых, среди них 13 миллионов мирных жителей), не являются частью немецкой «культуры памяти» и политической культуры. В речах, произносимых ежегодно 27 января в «День памяти жертв национал-социализма», присутствует прочный набор жертв нацизма: евреи (при этом речь идет, как правило, исключительно о тех евреях, что стали жертвами организованного уничтожения в лагерях смерти, и о немецких евреях, но не о жертвах гетто, карательных отрядов и вермахта на оккупированных территориях СССР и других государств Восточной Европы, составивших около 40% всех жертв геноцида евреев), цыгане, люди с психическими и физическими недостатками, политические противники режима, гомосексуалисты (это в последнее время особенно актуально для стремительно опидорасивающейся Европы). Три с половиной миллиона советских военнопленных, умерших от голода в нацистских лагерях, более одного миллиона жителей Ленинграда, погибших во время блокады, а также миллионы советских граждан, ставших жертвами войны на уничтожение, в этих речах не упоминаются.

И Себастьян Штоппер — плоть от плоти и кровь от крови от этого немецкого научного сообщества. Он — раб бумаги. Бюрократ от истории. У него хлеставшая в наших лесах, городах и деревнях потоками человеческая кровь в генетической памяти не отпечаталась. Он может передавать дневник партизанки в Брянск и одновременно совершенно спокойно цитировать, тщательно переводя, «Подробности деятельности шпионской группы бандитского отряда в г. Брянске» (это о партизанах, кто не понял). Это не нарушает его понятия Ordnung’а.

…И всё-таки бездушная машина Штоппер полезен. Возможно, именно он и его русский промоутер Андрей Кукатов, станут катализатором для нового слоя историков. Тех, которые смогут сравнить документы и воспоминания, которые были тщательно записаны школьниками-поисковцами в 70-80-е годы и которые пылятся в запасниках школьных музеев, с советскими и немецкими документами. Вот тогда и посмотрим, кто были борцами за свободу, а кто бандитскими отрядами…

P.S. Немецкие военные и гражданские оставили несметное количество мемуаров со своей интерпретацией хода войны, которые в России одно время модно было издавать тиражами, превышающими тиражи советского Политиздата. Именно они и есть краеугольный камень современной историографии Второй мировой в Германии. В Сети ходит весьма меткая пародия на все эти мемуары за авторством широко известного в неформальных военно-исторических кругах инженера-нефтехимика, язвительного острослова и автора серии блистательных художественных книг о Великой Отечественной войне Ивана Кошкина. Позволим себе привести этот текст целиком (тем более, что в нём основа психологии современного немецкого среднестатистического историка).

«Утерянные победы-2. Выводы» (по мемуарам Гудериана, Миддельдорфа, Меллентина, Манштейна и Типпельскирха):
1) Нам мешал Гитлер. Гитлер был дурак. Немецкий солдат был рулез. Немецкий командир был как Великий Фридрих, но без порочных наклонностей.
2) Русские завалили нас мясом. Мяса у русских было много. Русский солдат — дитя природы, он ест то, что не сможет от него убежать, спит стоя, как конь, и умеет просачиваться. Автор неоднократно был свидетелем того, как целые танковые армии русских просачивались сквозь линию фронта, причем ничто не выдавало их присутствия — казалось бы, еще вчера обычная артподготовка, бомбежка, наступление русских, и вдруг раз!!! — в тылу уже русская танковая армия.
3) СС иногда немного перебарщивали. То есть, если бы все ограничилось обычными грабежами, расстрелами, насилиями и разрушениями, которые иногда учинял германский солдат от избытка молодецкой силы, гораздо больше людей приняли бы новый порядок с удовольствием.
4) У русских был танк Т-34. Это было нечестно. У нас такого танка не было.
5) У русских было много противотанковых пушек. Противотанковая пушка была у каждого солдата — он прятался с нею в ямках, в дуплах деревьев, в траве, под корнями деревьев.
6) У русских было много монголов и туркмен. Монголы и туркмены, подкрепленные комиссарами, — это страшная вещь.
7) У русских были комиссары. Комиссары — это страшная вещь. По определению. Большинство комиссаров были евреи. Мы своих евреев не по-хозяйски уничтожили. Гиммлер был дурак.
8) Русские использовали нечестный прием — делали вид, что сдаются, а потом — Р-РАЗ! и стреляли немецкому солдату в спину. Однажды русский танковый корпус сделал вид, что сдается, перестрелял в спину целый тяжелый танковый батальон.
9) Русские убивали немецких солдат. Это вообще было страшное западло, ведь по-честному это немецкие солдаты должны были убивать русских! Русские все козлы, поголовно.
10) Союзники нас предали. В смысле, американцы и англичане.

Иван Кошкин, апрель 2002 г.»