Российский «Закон о регистрации иностранных агентов», созданный по американскому лекалу, будет работать против США

Планы по либерализации политической системы России, обнародованные в президентском послании, реализовывались и реализуются в особой спешке. А начались они в самый неподходящий момент — в преддверие президентских выборов, которые некоторые вашингтонские круги совместно с российской «оппозицией» намеревались использовать в попытке «смены режима» в России. Сейчас осуществляются законодательные усилия для создания правил игры. Однако контроль деятельности разных НКО в интересах национальной безопасности вызывает крайне интересную с точки зрения независимого наблюдателя реакцию.

Прежде чем вводить свободную конкуренцию в политическом поле, необходимо установить честные и справедливые условия для этого процесса, считает генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. До сегодняшнего дня, по её мнению, такие правила отсутствуют, ибо большая часть общественно-политического пространства занята западными и клонированными ими российскими НПО.

«Прибытие на пост посла США в Москве высококвалифицированного специалиста по подрывной работе Майкла Макфола, который уже на второй день работы провёл встречу с «западной диссидентурой» — как в свое время называл себя и единомышленников Владимир Буковский — чётко обозначает приоритеты Вашингтона в России. При этом США настаивают на полной свободе действий для своих подопечных, хотя сами Соединённые Штаты решают проблему иностранного влияния на своей территории очень жёстко», — пишет Крашенинникова в статье для ИА REGNUM.

В США существует Закон о регистрации иностранных агентов — The Foreign Agents Registration Act (FARA, www.fara.gov), который устанавливает порядок деятельности лиц, представляющих иностранные интересы внутри страны. Закон был принят в 1938 в ответ на германскую пропаганду, ведомую Третьим рейхом в преддверие Второй мировой войны. Война давно закончилась — закон действует и поныне.
Закон обязывает регистрироваться и регулярно отчитываться лиц, представляющих интересы зарубежных правительств, партий и организаций — «иностранных принципалов». Регистрация и мониторинг осуществляется Отделом регистрации иностранных агентов Управления контрразведки Департамента национальной безопасности Министерства юстиции США (FARA Registration Unit — Counterespionage Section — National Security Division — Department of Justice).

«Лица» в законе определяются как физические и юридические лица: партнерства, ассоциации, корпорации, организации и любые комбинации физических лиц. Наличие контракта между представителем и принципалом не обязательно — достаточно взаимного вербального согласия. «Иностранный принципал» определяется как правительство (любого уровня), политическая партия, частное лицо иностранного государства, партнерства, ассоциации, корпорации, организации или другие комбинации персон, зарегистрированные или ведущие основную деятельность в иностранном государстве.
«Агентом иностранного принципала» считается любое лицо — агент, представитель, сотрудник, служащий — действующее по приказу, просьбе или направляющим указаниям иностранного принципала. Определение распространяется и на граждан США: например, если американский гражданин по соглашению с какой-либо российской правительственной или неправительственной структурой размещает статьи в американских СМИ в интересах России, он обязан зарегистрироваться как «иностранный агент».

Подотчетная деятельность агента согласно закону включает: политическую деятельность; связи с общественностью и СМИ, информационные услуги, политическое консультирование; сбор или раздачу финансовых средств и ценных предметов; представление интересов иностранного принципала перед любыми ведомствами и госслужащими США. Под определение подотчетной деятельности попадает также культура, экономика и даже туризм.

При первичной регистрации заполняется Регистрационное заявление на 6 страницах: полная информация об агенте, включая всех сотрудников организации, описание всей деятельности агента — а не только деятельности в интересах иностранного принципала, структуры собственности, информация об иностранном принципале, полученные от него средства и ценные предметы, на что были потрачены средства с указанием получателей, распространяемые информационные материалы — в каких СМИ размещены, какими способами распространяются, кто участвует в распространении (включая подрядчиков). Каждые 6 месяцев агент обязан представлять обновленную информацию в формате дополнительного заявления.

Регистрация дополняется четырьмя приложениями: дополнительная информация об иностранном принципале; описание отношений между иностранным принципалом и агентом — договор или текст устной договоренности; учредительные документы агента для юридических лиц; отчёт о средствах, собранных в интересах принципала.
В процессе деятельности агента все информационные материалы и переписка с официальными лицами США и американскими СМИ направляются Генеральному прокурору в течение 48 часов, в двух экземплярах. Эти материалы полностью открыты для общественного контроля. На всех распространяемых агентом информационных материалах на видном месте должны быть отмечено: »Материалы распространяются в интересах иностранного принципала (имя-название)».

Агент должен предоставлять все документы и записи, связанные с его деятельностью, по первому требованию для инспекции. Министерство юстиции предоставляет документы Госсекретарю, когда деятельность агента затрагивает внешнеполитические интересы США. Наконец, наказание за неисполнение закона, за предоставление неверных сведений, за не предоставление должных копий документов и фактов — штраф до $10 000, или до 5 лет лишения свободы, или и то, и другое. Любой иностранец, признанный виновным в нарушении этого закона или в планах (сговоре) нарушить этот закон, будет депортирован.
В конце июня и в России на рассмотрение Госдумы внесён законопроект, предусматривающий наделение российских некоммерческих организаций (НКО), занимающихся политической деятельностью и имеющих зарубежные источники финансирования, статусом «иностранного агента». Согласно документу, участвующим в политической деятельности будет признаваться, за исключением политических партий, такое общественное объединение, которое независимо от декларируемых целей и задач финансирует и проводит политические акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

По словам автора законопроекта единоросса Александра Сидякина, иностранных агентов будут вносить в специальный реестр НКО, проводить обязательный годовой бухгалтерский аудит и требовать раз в полгода публиковать отчет о своей деятельности (что гораздо либеральнее, чем в США). Кроме того, при распространении материалов, в том числе в СМИ и через интернет, необходимо будет указывать, что эти материалы распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Законопроект был принят в первом чтении 6 июля и законодатели намереваются принять его в окончательном чтении в пятницу, 13 июля. Перед вторым чтением в законопроект внесены поправки — а их вносили не только депутаты, но и президент России Владимир Путин. Президент предложил вывести из-под удара религиозные организации и государственные корпорации, которые смогут создавать свои НКО, работающие по прежним правилам.
Помимо предложения уточнить понятие »политической деятельности» Путин добавил в законопроект следующее положение: »Нормы законопроекта… не распространять на религиозные организации, государственные корпорации, государственные компании, а также созданные ими некоммерческие организации государственные, в том числе бюджетные». Авторы законопроекта также уточнили в тексте документа термин »политическая деятельность», чтобы »иностранных агентов» среди некоммерческих организаций можно было определять не столь широко: «К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, защита животного и растительного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества»

Эксперты и правозащитники опасаются, что закон коснется всех правозащитных организаций в России, и большинство из них могут вовсе прекратить свое существование. Однако авторы инициативы уверяют, что документ лишь упорядочивает деятельность НКО, получающих финансирование из-за рубежа. Правозащитников понять можно — принятие этого закона оставляет их без средств к существованию. Попадание в реестр »политических» организаций может привести к парадоксальной ситуации: многие НКО, которые сейчас получают гранты по американским программам, не смогут больше претендовать на такое финансирование. Американское агентство USAID (Агентство США по международному развитию), являющееся одним из основных грантодателей для НКО по всему миру и отвечающее за невоенную помощь США другим странам, согласно собственному уставу, не имеет права финансировать политическую деятельность или организации. Часть грантов USAID распределяет напрямую (например, именно такой грант получила ассоциация «Голос», занимающаяся наблюдением за выборами), большая часть денег уходит более мелким операторам, которые, в свою очередь, передают гранты в другие фонды или же конечным получателям (на каждый грант проводится конкурс). Крупнейшими фондами — операторами грантов USAID являются американское агентство-грантодатель NED, а также фонды IRI (Международный республиканский институт) и NDI (Национальный демократический институт). В их уставах записаны такие же правила: иностранную политическую деятельность и политические организации американцам финансировать запрещено. Поэтому у тех российских НКО, которые подчинятся требованиям властей и встанут на спецучет, могут возникнуть проблемы уже на стадии подачи заявки на грант.

Интересные цифры привела в своём интервью программе «Вести» 12 июля депутат Госдумы Екатерина Лахова: в России насчитывается около 100 тыс. некоммерческих организаций, из которых на иностранные гранты осуществляют свою деятельность чуть более 1000 — и только около 100 из них занимаются «политической» деятельностью. Т.е. негативный информационный фон создают именно они, мотивируя интересами «всех».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *