Новый генплан Брянска: Амур откликнется строителям на Десне

amur_flood_dayПаводковая волна, полтора месяца идущая по Амуру, оставит свой след не только на Дальнем Востоке. Практически все регионы задумываются над словами президента Владимира Путина о недопустимости нового строительства объектов в паводкоопасных зонах — т.е. поймах рек. И именно регионы внесут соответствующие предложения для изменения федерального законодательства.

Исторически сложилось, что Россия — крайне централизованная страна, поэтому каждое предложение первого лица немедленно находит положительный отклик на более низких ступенях иерархической лестницы. 29 августа Владимир Путин на совещании по дальневосточному паводку в Хабаровске заявил дословно следующее: «Здесь уже говорилось о том, что многие объекты, в том числе жилые, были построены на паводкоопасных территориях. Конечно, многое складывалось исторически, это понятно, здесь нет чьей-то конкретной вины, но все-таки, исходя из конкретного опыта, в том числе такого печального опыта этого года, надо посмотреть и принять соответствующие решения на муниципальном и региональном уровне о недопустимости строительства, либо тем более, если будет осуществляться строительство нового жилья, ни в коем случае не строить их на тех участках, которые затоплены сегодня или могут быть затоплены в будущем». Говорилось это, естественно, о городах и посёлках в пойме разбушевавшегося Амура, но следующая фраза президента чётко расставляет приоритеты: по его словам, в случае необходимости изменения федерального законодательства соответствующие предложения должны внести регионы. Проще говоря, регионы должны внести в правительство законопроект о запрете строительства (особенно жилищного) в поймах рек (и не только крупных, как показывает трагедия Крымска годичной давности).

Можно быть уверенным, что как только дальневосточный паводок завершится (а это будет уже скоро — паводковая волна дошла по Амуру до последнего перед Охотским морем города, Николаевска-на-Амуре), дальневосточные регионы дружно внесут «рекомендованные» президентом поправки в законодательство. Они будут некоторое время обсуждаться, строительное лобби будет пробивать их отмену ради продолжения строительства очередных «Алых Парусов», но так или иначе они будут приняты — и коснутся практически ВСЕХ регионов России. Подавляющее большинство городов построено именно по берегам рек — это непреложный исторический факт.

Брянск — не Хабаровск, Десна — не Амур. Однако, как показала весна нынешнего, 2013 года, и наша обмелевшая водная артерия кое-что может. Поднявшись на 537 см и даже превысив на короткое время эту отметку, Десна побила рекорд 1994 года, устроив максимальный за последние 30 лет паводок. ГУ МЧС вообще ожидало максимума в 618 см — а это означало бы, ни много, ни мало, а подтопленную улицу Калинина в Советском районе. В притоке Десны — Болве — в черте Брянска максимальный уровень воды превысил 7,5 метров. Река затопила 18 улиц посёлка Радица-Крыловка, подтопила дома на Речной в Володарском районе (Речная пострадала первой), и Заречные улицы в Советском районе. Но это традиционные «зоны подтопления» — люди там живут десятилетиями и никуда съезжать не собираются, готовясь к паводкам ежегодно. Почему — вопрос отдельный. Но главный итог брянского паводка-2013: главная водная артерия Брянска подтопила начавшееся в последние годы бурное строительство в пойме Десны — особенно т.н. микрорайон по улице Флотской в Бежицком районе. Вода плескалась и у новых домов в Московском микрорайоне в той же Бежице. Временное озеро было на месте спорного участка по улице Луговой, на котором вообще намечено строительство целого посёлка таунхаусов (микрорайон «Тихвинский»)…

И хотя вопрос о законодательном запрете строительства в брянских поймах пока в повестку дня областной Думы не внесён, первые «законодательные телодвижения» начались ещё в конце августа — даже ещё до настоятельной рекомендации Владимира Путина. На августовской сессии горсовета после довольно длительного обсуждения «информационного вопроса» о строительстве в пойме Десны рядом с улицей Западной в Фокинском районе депутаты практически единогласно поддержали свою коллегу Александру Анишину, которая предложила «начать с чистого листа», заявив: «Предлагаю пересмотреть решение городского совета, принятое ранее, по переводу земель, которые находятся в зонах подтопления, в категорию, разрешающую на них возводить дома и торговые центры». Зампредседателя горсовета Николай Сарвиро высказался конкретнее, заявив, что мест для строительства в Брянске предостаточно и что нужно оставить пойменные территории в покое: «Зачем нужно покушаться на Флотскую, Луговую и другие земли, где строить вообще нельзя?». А вслед за заседанием горсовета прозвучало и хабаровское заявление Владимира Путина.

Пока в Брянске с вопросом строительства в поймах затишье — у региона было более важное занятие: отмечалась 70-я годовщина освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Торжества закончились, чиновники и законодатели возвращаются к своим основным обязанностям.

Вопрос о пойменной застройке, поднятый президентом, неминуемо всплывёт и при обсуждении главного градостроительного документа Брянска — генерального плана города. Сейчас действует генеральный план, принятый в 1994 году и предполагающий развитие города до 2015 года. Однако, этот документ, как оказалось, очень сильно расходится с реалиями — жилищными, инфраструктурными и автомобильными — второго десятилетия XXI века. Предполагалось, что новый генплан будет утверждён ещё до конца прошлого года, однако с его разработкой дело основательно застопорилось. Разработчик — ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» — пытаются согласовать позиции уже больше года. Генпланы, как правило, утверждаются на срок от 20 до 25 лет, поэтому какие-либо «глобальные» разрешения или запреты, скорее всего, будут законодательно приняты до утверждения нового главного брянского градостроительного документа. Один из таких запретов — запрет точечного строительства — по настоянию губернатора принят ещё в прошлом году. Второй — запрет на строительство в поймах — судя по настроениям федеральных властей и муниципальных депутатов, на подходе.

Тем более, что глава государства заявил о возможной ответственности чиновников и застройщиков. В связи с ситуацией на Дальнем Востоке Владимир Путин заявил, что за ущерб, который наводнение нанесло домам, построенным в зонах затопления c нарушениями, будут платить застройщики. Ответственность будут нести и чиновники, выдававшие разрешения на строительство в затапливаемых зонах. А в поймах рек — Десны, Болвы и Снежети — в Брянске находятся фактически все четыре района. В каждом из них есть сейчас стройки в пойме: в Бежицком районе — стройплощадка на Флотской, в Советском — многострадальная зона застройки на Луговой, в Фокинском — территория затопления у улицы Западной, в Володарском — строительство на улице Речной. Во всех случаях строители, получившие разрешения, насыпают песчаную подушку, перекрывая выход грунтовым водам и провоцируя всё большее увеличение их уровня. Таким образом, в связи с возможным пересмотром зонирования участков в поймах брянских рек, под ударом оказалось сразу несколько девелоперских проектов: площадки на Западной, на Луговой, но самый крупный девелоперский проект, который может попасть под «секвестр» — это, конечно, стройплощадка на Флотской. Фотографии жилых домов, построенных там, посреди бескрайнего озера уже стали «хитом» в интернете весной, во время паводка. Теперь «подвисло» так и не начавшееся из-за многочисленных судебных разбирательств строительство ТРЦ «Саяны Парк» рядом с жилым микрорайоном. Несмотря на угрозу отмены решения о переводе земель и на то, что сроки сдачи объекта сдвинуты на год, а на стройплощадке нет техники, ТРЦ активно «продаётся» — сообщается, что «среди арендаторов — гипермаркет, магазины бытовой техники и электроники, магазины с товарами для спорта и отдыха, магазины международных и российских брендов одежды и обуви», а российское подразделение британской компании Retail Profile Russia занялось разработкой «уникальной концепции внутреннего пространства молла».

amur_flood_night

Пока остаётся вновь процитировать президента на предмет строительства в подтапливаемой зоне, что «внимательно нужно посмотреть на местном и региональном уровне и принять соответствующее решение». И прочитать сводки из Хабаровского края, где работают в зоне ЧС 15 человек личного состава Главного управления МЧС России по Брянской области. Брянские спасатели задействованы в аварийно-восстановительных работах в селе Троицкое Нанайского района — оказывают помощь по перевозке населения и доставке продуктов питания и осуществляют круглосуточное патрулирование затопленных домов совместно с сотрудниками полиции, с целью предотвращения фактов мародерства. Набираются опыта, так сказать…