Центр Брянска для гостей: одна улица — четыре эпохи

Немыслимо тёплая осень, которой одарен Брянск в нынешнем году, прямо-таки провоцирует коренных «брян-чан» водить своих гостей по центру номинально древнего города. И не надо мучиться когнитивным диссонансом на предмет отсутствия демонстративно древних зданий в Брянске — просто вы плохо смотрите по сторонам. Внимательно всмотритесь в родной город в соответствии с нижеприведённым текстом.

Для внимательного всматривания — и своего, и гостевого — предлагается главная для пешеходов улица города, которая за века сменила четыре названия, а ныне носит имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Если идти по ней сверху вниз, то перед глазами пройдут фрагменты четырёх эпох в жизни Брянска.

Поддержка проекта: банк « Акцент». ОO Московского филиала ОАО АКБ «Акцент» в г.Брянск, ул.Красноармейская, 41, +7 (4832) 62-11-44

Государи императоры и «простой парень Юра»

Ежели спросить любого горожанина, что есть центральная улица Брянска, он без запинки ответит — проспект Ленина. И будет неправ. Потому что средний горожанин есть прежде всего — пешеход. А вот центральной пешеходной улицей города является бульвар Гагарина. По нему мы и пойдём, не забывая вертеть головой.

Начнём с того, что «бульвар Гагарина» — это четвёртое историческое название улицы. До того это была Советская улица, до Советской — Смоленская, а нижняя крутая часть Смоленской — Рождественская гора. Всего, кстати, гор в Брянске восемь — хотя на слуху две (Покровская и Петровская). Но о них — в своё время. Сейчас мы стоим на самом верху Рождественской горы и собираемся с неё спускаться — от конца бульвара Гагарина к его началу (нумерация домов идёт снизу).

За спиной у нас один из двух Рождественских храмов, давших название центральной брянской горе — выстроенная в 1827 году в стиле позднего классицизма Рождество-Богородицкая церковь, построенная на деньги купца Афанасия Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I в 1708 году и Александра I в 1823 году. Как и практически все брянские церкви, она была возведена на месте своей деревянной предшественницы — скромной кладбищенской церквушки. На месте парка-музея им. А.К.Толстого аж до 1927 года было городское кладбище — мало того (и это совсем не легенда), парк даже после двух реконструкций в целом сохраняет кладбищенскую планировку. Хотя зомби-апокалипсис пока не ожидается — от него как раз и охраняет  переданная епархии в 2005 году (а до того бывшая спортзалом и моргом) церковь.

[nggallery id=675]

До революции перед церковью стояло два императорских бюста — как раз Петра I и Александра I. Императорских ликов уже нет, зато прямо по бульвару имени себя вниз шагает бронзовый Юрий Гагарин — в великоватой шинели и с развязанным шнурком. Аккурат так, как шёл он по лётному полю аэропорта «Внуково» 14 апреля 1961 года докладывать главе государства Никите Хрущёву об успешном завершении первого в мире космического полёта. У открытого в День космонавтики в 2014 году памятника есть своя собственная легенда — строго говоря, стоять он должен был там, где шёл в тот день Гагарин. Не на лётном поле, конечно, но перед аэропортом «Внуково». Какие аргументы привели брянские областные власти — неизвестно, но памятник приехал в Брянск.

[nggallery id=676]

Верхнюю часть бульвара Гагарина вообще предполагалось переименовать в Аллею Космонавтов — она под это и реконструировалась в 2011 году. Экс-губернатор Николай Денин вообще питал слабость к космонавтам — возможно, просто реализовывал детские мечты, когда каждый космонавт казался этаким сверхчеловеком, а быть знакомым с одним из них казалось запредельным счастьем. Потому и космонавты — бывшие и действующие — были частыми гостями в Брянске, даже начали реализовываться некоторые «космические проекты». Хотя с одним из таких проектов связана история — довольно грустная, если разобраться. Перед открытием реконструированной «аллеи Космонавтов» на месте памятного знака «Основоположникам космонавтики» на перекрёстке бульвара и улицы Октябрьской установили его гипсовую копию. И — о ужас! — на глазах у тысяч зевак, а потом и миллионов телезрителей выяснилось, что «грамотеи»-изготовители обозвали Константина Циолковского Эдуардом (ну он же Эдуардович — как было не перепутать), а фамилию Альберта Эйнштейна написали, как «Энштейн». Скандал разразился на всю Россию, пара больших городских и областных начальников вылетели из кресел. Памятник-то открыли с правильными именами — но осадок остался, как говорится.

[nggallery id=677]

Ладно, бог с ними, с безграмотными памятникоделами, не забываем вертеть головой. Прямо на углу перекрёстка, где установлен злополучный памятный знак — фрагмент совсем другой эпохи, старейший многоквартирный жилой дом в городе Брянске. Построен он в 1886 году. Типичнейшее для Брянска жилое здание — первый этаж каменный, второй деревянный с резным декором. До настоящего времени эксплуатируется как жилое — в нём 8 квартир. Похожих зданий много на улице Урицкого. Кстати, вы таки знаете брянский анекдот середины прошлого века про улицу Урицкого? Нет? Так слушайте: «Чем отличается улица Урицкого от реки Иордан? На реке Иордан евреи живут только с одной стороны».

Ленин, Могилевцев, Гринберг и Феофилакт

Упирается «аллея Космонавтов» аккурат в спину памятнику вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину. Когда-то памятник ему стоял на нынешней Театральной площади (это вправо за зданием облправительства), но в 1970 году на месте сквера перед зданиями облисполкома и горисполкома была разбита площадь имени вождя, и памятник, естественно, переехал. Вот только поза вождя неклассическая. Ленинские памятники в подавляющей массе своей основаны на двух позах — «Ленин, указывающий вытянутой рукой путь в светлое будущее» и «Ленин, снимающий пиджак/пальто в жаркую погоду». На площади Ленина Ленин какой-то очень умиротворённый — порыва в нём нет. Хотя у него в руках — легендарный головной убор. Монументальную скульптуру очень любят фотографировать сзади — «со спины». Очччень неприлично… Присмотритесь. А ещё есть байка советских времён — что, как правило, в каждом городе Ильич на центральной площади указывает рукой отнюдь не в абстрактное светлое будущее, а аккурат на конкретный главный кабак города. Брянский главный Ленин вроде бы никуда не указывает, но, ежели проследить за направлением его взгляда, то выясним, что упирается он в бывший ресторан «Дубрава» (ныне супермаркет). А это — sic! — главный кабак города в 70-80-е.

[nggallery id=678]

Но Ленин Лениным, а вот справа — суровый параллелепипед здания городской администрации. Интересует нас, конечно, не он как таковой, а то, на каком «фундаменте» он построен. А построена «свечка» по адресу «Ленина, 35» на месте окружённого большим фруктовым садом особняка Павла Могилевцева — купца-лесопромышленника второй половины XIX — начала XX века, мецената, ставшего за это вместе с братом Семёном почётным гражданином города Брянска (1905 и 1906 соответственно), удостоившегося за меценатство памятника в городе (на постаменте этого памятника сейчас бюст партизанского командира Дмитрия Кравцова, но это отдельная история). С конца XIX века Павел и Семён Могилевцевы избирались гласными Брянской городской думы (в переводе на современный язык — депутатами горсовета). На прибыль, получаемую от своей деятельности, финансировали строительство городского водопровода, больниц, подарили городу здания женской и мужской гимназий, ремесленной и торговой школ, родильного приюта и прочая-прочая-прочая… Двухэтажный особняк незадолго до своей смерти в 1909 году Павел Могилевцев подарил на свадьбу своей дочери Валентине. После революции особняк Могилевцева занимал сначала Дом пионеров, потом горсовет. А потом, при устройстве площади Ленина его снесли. От особняка остались только скульптуры, украшавшие сад — львы встречают входящих в сквер Тютчева со стороны улицы Фокина, а олень стоит в глубине того же сквера.

Как любят дразнить экскурсоводов? «Посмотритенаправо-посмотритеналево». Так вот, посмотрите сначала направо от Ленина, а потом чуть налево от него же. Оба здания — и областного правительства, и учебного корпуса БГИТА — есть творение выдающегося советского архитектора-модерниста Александра Гринберга. В 1924 году в новообразованной Брянской губернии (предшественница Брянской области, существовала в 1920-1929 годах) был объявлен конкурс на проект Дома советов. Первую премию получил проект модерниста Гринберга, разработанный совместно с конструктивистом Борисом Великовским. Проект был воплощён в реальность в 1926-1928 годах, но губисполком и губсовет проквартировали там недолго — в 1929 году губерния была ликвидирована, и статус города понизился до райцентра. Во время войны здание пострадало, было восстановлено с элементами сталинского ампира, но даже под наслоениями узоров, рюшечек и новоделов просматривается чеканный конструктивистский профиль.

А тов.Гринбергу на Брянщине понравилось — по его проекту в 1927 году был построен ныне действующий огромный Дом советов в Клинцах (Брянску такая громада и не снилась в самых смелых снах), а в 1928 году в губернском центре — Дом банков и промышленности, который ныне служит «вторым» или «круглым» учебным корпусом Брянской государственной инженерно-технологической академии.

Чтобы продолжить нашу прогулку, нужно перейти через проспект Ленина. В середине 2000-х годов упёртым брянским епископом Феофилактом была предпринята попытка заменить безбожные названия на псевдоисторические. Поэтому на некоторых домах в центре — в том числе на облправительство (тогда ещё обладминистрацию) налепили таблички «Петро-Павловский проспект» (эта улица никогда так не называлась, но для о. Феофилакта существовало только два мнения — его и неверное).

Переходить придётся по наземному пешеходному переходу, хотя, судя по оживлённости улицы, напрашивается подземный. А вот его как раз тут и не будет — под всей площадью Ленина проходит «правительственный» подземный переход из зданий областной и городской администраций в корпус БГИТА. И это, как ни странно, не легенда, а самый что ни на есть технический факт.

Красная и Круглый

Перешли дорогу — не забудем посмотреть налево: среди каштанов на стене Дома банков и промышленности прячется мемориальная доска, гласящая, что «Здесь был Юра Гагарин». В 1966 году он приезжал как кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Брянской и Смоленской областей и прошёл пешком по Советской улице вниз до Набережной. В ознаменование этой исторической прогулки было принято решение о переименовании части улицы Советской в бульвар Гагарина и масштабной реконструкции нового бульвара.

Короткая «перебежка» — и мы на площади Карла Маркса, она же до 1920 года Красная площадь, центральная площадь уездного, губернского, районного и областного города Брянска. Площадь эта впервые показана на регулярном плане города, утверждённом лично государыней Екатериной II в 1780 году. На плане 1791 года запроектированная императрицей площадь показана уже в нынешних границах; указано и её название — Красная площадь. Как Красная она просуществовала до укрепления Советской власти, после чего была, естественно, переименована в площадь Карла Маркса. Когда соотечественники основоположника марксизма оккупировали 6 октября 1941 года Брянск, то переименовали площадь. Но не в Гитлерплатц и не в Людендорфбецирк — а в площадь имени Глинки. Великого русского композитора. Приказом по брянской городской управе от 30 октября. Улицу Советскую тем приказом переименовали обратно в Смоленскую. А улицу Володарского в посёлке Восточный (нынешний Володарский район) — в улицу Пушкина. Ей она и осталась по сию пору — такая вот легенда.

[nggallery id=679]

Ну да ладно. А пока проходим сквозь площадь, точнее — через Круглый сквер. Официального названия у него нет — не удосужились. Малоиспользуемая центральная часть площади была благоустроена в виде сквера ещё в конце XIX века. В центре был сооружён один из первых в городе фонтанов — он до сих пор на своём месте. В первое время своего существования сквер назывался просто «Городским»; в последующем, по его форме, получило широкое использование неофициальное название «Круглый сквер».

В 1780 году и в 1802 году высочайше утверждались планы строительства города — говоря нынешним языком, генпланы. По этим генпланам и был устроен Брянск. Город состоял, как и сейчас, из двух частей — прибрежной и нагорной. Главной магистралью, связывающей эти две части города и была Смоленская улица. Она соединяет три площади: Сенную (которая находилась на месте стадиона «Динамо», от ворот которого мы идём), Красную (на которой сейчас стоим) и Соборную (к которой мы спустимся). Две другие магистрали идут в продольном направлении: Большая Московская улица в прибрежной части и улица Петропавловская-Воскресенская (а отнюдь не Петро-Павловский проспект) в нагорной части. Последняя пересекала город и заканчивалась Хлебной площадью (на перекрестке с улицей Трубчевской — ныне, не поверите — площадь Партизан). Отсюда шли дороги на Трубчевск и Карачев. Центральной улицей города вообще считалась Большая Московская улица, сложившаяся в XVI -XVII веках вдоль дороги на Москву. Но мы на неё ещё спустимся.

А пока справа — здание бывшей женской гимназии, построенное в 1907 году и во внешнем виде сохранившееся почти полностью (утрачен лишь балкон над угловым выходом). Крупнейший подарок городу депутатов горсовета, старообрядцев, кстати, по вероисповеданию, Павла и Семёна Могилевцевых. Проект архитектора Николая Лебедева, штатного архитектора «Брянского Арсенала», по проекту которого в городе было построено множество зданий, а подарки Могилевцевых — все.

И направо же от Красной площади уходит Красный переулок, ныне улица, естественно, им. Карла Маркса (до недавнего времени на стене бывшей женской гимназии висел шикарнейший аншлаг «улица Карла-Маркса» — !!!). И вот в конце означенной улицы Карла Маркса, наискосок от помпезного развлекательного City Hall  сохранилось единственное каменное здание XVIII века— бывшая Петровская таможня. Она построена по указу Петра I в 1702 году и сохранила первозданное убранство фасадов, присущее рациональной, как петровское время, архитектуре. Этот уникальный памятник, как островок древности среди современной застройки, пленяет своей скромной архитектурой, напоминая о возрасте города. Сходит потом, посмотрите, там же рядом и львы могилевцевские…

А слева — «Винный замок», эпическое здание винных складов постройки 1899 года, ныне главный корпус ликёро-водочного завода. Здесь же, за массивной кирпичной стеной, тянущейся вдоль бульвара на протяжении около 80 метров, расположены и производственные корпуса этого предприятия. Не в качестве рекламы, но так ненавязчиво: брянская — лучшая водка, которую вы когда-либо пили… Да-да!

«Потёмкинская лестница» и «потёмкинские деревни»

Одесситы в гордыне своей неистовой считают, что Потёмкинская лестница, ведущая к городскому порту — восьмое чудо света («…а может, и девятое, не стану утверждать», — поётся в одной из соответствующих песен). Тем не менее, своя «Потёмкинская лестница» есть и в Брянске, хотя как о чуде света о ней не говорят. Это часть бульвара Гагарина от улицы Луначарского до Набережной в виде широкой (около 12 метров) лестницы с гранитными ступенями (29 маршей по 5 ступеней, разделённых площадками различной длины). Она появилась после масштабной реконструкции в 1970-х годах и стала одной из достопримечательностей города. По ней мы сейчас и спускаемся.

[nggallery id=680]

Интересно, что согласно принятому в 1946 году новому генеральному плану послевоенной застройки Брянска, улица Советская была определена как «парадно-пешеходная магистраль», на которой уже тогда предполагалось устроить «лестничные сходы с богатым оформлением скульптурой, беседками, цветниками и фонтанами». Наиболее значительный проект её реконструкции и благоустройства был выдвинут в 1950-е годы, когда активно шло восстановление Брянска, сильно пострадавшего в годы войны, однако он остался нереализованным. Тот проект был гораздо «круче» нынешней «Потёмкинской лестницы» — и неизвестно, что было бы ещё восьмым чудом света. А может, и девятым… Но — что есть, то есть.

Исторические здания по левую руку уже больше пятнадцати лет служат предметом яростных прений (мягко говоря) между властями, общественностью и ведомством по охране памятников. Дома с шестого по двенадцатый все как один — памятники архитектуры и находятся, кроме одного, в руинированном состоянии. Общественность обвиняет в этом городские власти, призывая всех без разбора к ответу, а в качестве бонуса — анафемы на головы всех чиновников. Власти и рады бы что-нибудь сделать, но права собственности на эти здания не разграничены, а ведомство по охране памятников долгое время просто запрещало их как-либо перестраивать, реставрировать или как-то ещё приводить в порядок, ссылаясь на их историческую ценность. Вся эта свистопляска тянется с момента пожара в доме номер 8 (полуразрушенное здание ниже центра «Народное творчество») в начале 90-х. Этот дом показан уже на планах города 1802 и 1808 годов — и до пожара он был, что называется «обитаемым». Жильцы даже предлагали в середине 90-х заняться его восстановлением, но инициатива разбилась об ведомство по охране памятников.

А пока ведомства защищают свои бумажные права, здания разрушаются. Состояние их настолько удручающее, что перед эстафетой Олимпийского огня, несколько этапов которой проходили здесь же, по бульвару Гагарина, пришлось «завернуть» фасады в баннерную ткань с нарисованными окнами и дверями, как это делается в Москве при реставрации или перестройке исторических зданий.

Справа же видим пустую площадку — это ещё один «виртуальный экспонат» экскурсии, вроде особняка Могилевцева. Площадка ранее была занята храмами Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. Именно Рождественская церковь, находившаяся до середины XX века здесь, и дала «имя» Рождественской горе. Церковь эта была построена ещё в допетровское время в Стрелецкой слободе, которая лежала вниз от современной улицы Луначарского между двумя Судками. И селились в ней стрельцы Брянской крепости. В 1715 году церковь обновили и расширили, после чего она простояла ещё почти триста пятьдесят лет. А чуть выше этой церкви — на месте абстрактного сквера — стоял некогда дом, в котором родились и жили некоторое время браться Николай, Семён и Павел Могилевцевы. Что будет на месте этой пустоты — пока неизвестно.

Зато ниже пустого места в начале 2000-х годов было построено кафе «Медведь» в стиле модерн, органично вписавшееся в панораму старинной застройки. Удивительно, но факт — раньше на месте кафе стоял снесённый в 80-х годах из-за ветхости дом, в котором 4 ноября 1910 года был открыт «новый грандиозный электротеатр «Потэ» (т.е. один из первых кинотеатров города). Такая вот преемственность развлечений.

Наконец, мы спустились вниз, преодолев, не забывая вертеть головой, все 145 ступеней «малой Потёмкинской лестницы» Брянска. После войны предполагалось, что тут будет разбит огромный круглый сквер с многоярусным фонтаном между двумя параллельными лестничными маршами. Но с фонтаном тогда не сложилось, и оставался он в планах ещё 40 лет, пока не появился к неожиданно объявленному 1000-летию Брянска.

В фонтан «Дружба народов» — творение экс-главного архитектора города и нынешнего начальника управления горадминистрации Владимира Ющука, являющееся одним из центров Славянской площади или попросту — Набережной — и упирается бульвар Гагарина, он же Рождественская гора, он же улица Смоленская. В 90-е годы какое-то время фонтан не работал и разрушался, но со временем в Брянске стали ценить не только утилитарность, но и тихие радости жизни. А потому теперь  летом фонтан отключают только на День ВДВ. Но это уже другая история, а пока экскурсия окончена и вы ведёте гостей пить кофе — на ваш вкус, кофеен в центре города, слава богу, сейчас с избытком.