Как использовать курс рубля: магазины наживаются на покупателях, банки — на клиентах

Зигзаги курса рубля к доллару и евро оказались чудесным предлогом для торговых и банковских учреждений — и в Брянске в том числе — для решения своих проблем за счёт клиента. В гипермаркете «Метрика» пробивают на кассе товары на суммы, больше, чем ценники в зале, Сбербанк объявляет действующие карты «потерянными», чтобы выполнить годовой план по выдаче карт. Особо REGTime рекомендует прочитать этот материал прокуратуре.

В любую эпоху перемен самой пострадавшей стороной оказывается конечный потребитель. История с падением курса рубля в начале недели сыграла лихую предновогоднюю шутку со всеми участниками торговой цепочки. О толпах, штурмовавших сначала банкоматы, потом обменники, а потом супермаркеты бытовой техники и автосалоны, написано много. В результате валютные паникёры оказались, по большей части проигравшими — те, кто купил доллар по 80, через два дня увидели курс ниже 60. Те, кто срочно снимал деньги с карточек, тоже, по большому счёту, проигравшими — потрачены нервы и время, а в результате оказалось, что никто блокировать ничего не собирался. Магазины бытовой техники в Брянске стоят практически пустые — вот они выиграли на ажиотаже. Так же, как и автосалоны — у них спрос был самым высоким за последние годы и они тоже стоят пустые. В центре продаж крупного брянского девелопера, строящего целый микрорайон корреспонденту REGTime рассказывали, что у них квартиры покупали в эти дни за наличные — просто приходили с сумками денег и покупали («Только трёхкомнатные плохо шли», — жаловались в центре продаж).

На этот счёт уже родился анекдот: «Во время дефолта 1998 года россияне в панике скупали соль, макароны, консервы и спички. А сейчас — дорогую бытовую технику, иномарки и квартиры. До чего Путин страну довёл!!!»

Но есть кое-что, что роднит нынешний кризис с 1998 годом. Это попытка торговцев поставить его себе «на службу». Только 16 лет назад цены от руки прямо на глазах покупателей переписывали на рынке и «Поле чудес» (эта торговая площадка располагалась перед БУМом), мотивируя ростом курса доллара, а сейчас такими же вещами развлекается вполне «официальный» магазин.

Манипуляцию с ценами наблюдал корреспондент REGTime в субботу, 20 декабря в гипермаркете стройматериалов «Метрика» (ул. Вокзальная, 120, второй этаж гипермаркета «Магнит»). Суть «акции» состояла в следующем — на кассе покупатель вдруг выяснял, что выбранный им товар стоит не столько, сколько указано на ценнике, а существенно больше. Разницу в цене менеджеры мотивировали «падением курса рубля» (маленькая бумажка, которая лежала на кассовом прилавке, заявляла: «цены на товары могут отличаться от цен, указанных на ценниках из-за падения курса рубля»). Так, корреспондент REGTime заплатил 146 рублей за обойный клей, который, согласно ценнику, стоил 125 рублей. А на соседней кассе скандалила семейная пара, с которой намеревались взять за металлическую ванну в полтора раза больше ценника. Менеджеры заявляли, что не успевают везде переписать ценники, потому что курс рубля падает каждый час.

Справка: магазин нарушает Закон РФ от 7 февраля 1992 г «О защите прав потребителей»: покупатель всегда платит за товар не больше того, что указано продавцом на ценнике. Согласно п. 1 ст. 10 закона, продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара.

Еще один документ, который грубо нарушается таким магазином — Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55. Согласно п. 19 Правил, каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу.

И ещё одна справка: с четверга курс рубля рос, а в субботу он вообще не двигался с места, поскольку в субботу и воскресенье торги на бирже не проводятся.

Ещё один интересант, которому вся неразбериха, связанная с курсом и паникой, только на руку — это Сбербанк. Иначе чем объяснить тот факт, что в дни паники и слухов о возможной блокировке карт, некоторые вполне действующие карты действительно оказались заблокированными по самым удивительным поводам? У корреспондента REGTime оказалась «потерянной» находящаяся на руках карта Сбербанка с несколькими десятками тысяч рублей на ней. Когда она пришла в банк выяснять, почему банкоматы вдруг начали «глотать» её карту и не возвращать, сотрудник банка огорошил: «Она же у вас утеряна и заблокирована. Вы же её сами блокировали!» После чего с изумлением увидел «живую» карту. Чудесно заблокированная карта отправилась на некий «срочный перевыпуск», но получит её клиент уже после Нового года. И хорошо, что такой фортель Сбербанк выкинул, когда корреспондент находилась в Брянске, а не в турпоездке, в которую собиралась в ближайшее время.

Ещё одной историей поделились в сообществе «Типичный Брянск». Согласно источнику, внезапно заблокированными оказались все зарплатные карты сотрудников УФСИН по Брянской области. Их собрали в зале, показали, как писать заявления, деньги, находившиеся на картах, выдали наличными (или не выдали, а выдают частями — источники разнятся «в показаниях»), а сами карты отправили на перевыпуск. Произошло это также во время «банкоматной истерики».

Почему Сбербанк подпадает под подозрение? Очень просто — у каждого его подразделения есть план по выпуску пластиковых карт: простых, кредитных, VIP-карт. Поэтому сотрудники Сбербанка идут на любые ухищрения, чтобы выполнить этот план (например, ещё одного корреспондента REGTime уже больше двух недель зовут в отделение Сбербанка — получить выпущенную на его имя кредитную карту Сбера с готовым кредитом, которую не заказывал). Внезапно «заблокированные» или «потерянные» под прикрытием слухов и паники карты — из этой же серии.

Народная мудрость гласит, что на рынке два дурака (или мошенника) — один продает, другой покупает. Но, безусловно, чаще жертвой откровенного мошенничества становятся именно покупатели. Или, как вариант — клиенты.