От «Ликов Мухаммеда» и Charlie Hebdo до Брянска: Они победили

С персональными просьбами воздержаться от публикации комментариев либо визуальных материалов, связанных с терактом в Париже, обратилось управление Роскомнадзора по Брянской области к редакторам местных СМИ вечером в четверг, 8 января, сообщает корреспондент REGTime. Это локальная победа неизвестных французских террористов в одном отдельно взятом Брянске — вторая за последние 8 лет.

Вечером 8 января шеф-редактору REGTime позвонили из управления Роскомнадзора по Брянской области и настоятельно попросили, «в связи с событиями во Франции не публиковать в интернет-издании каких-либо комментариев, материалов или тем более карикатур». Является ли это самодеятельностью конкретного чиновника, локальной позицией регионального управления или «дружеским предостережением», спущенным «с самого верха», звонивший не пояснил.

Напомним, 7 января во время нападения на редакцию французской еженедельной сатирической газеты Charlie Hebdo в центре Парижа погибли 12 человек. Три вооружённых преступника в масках ворвались на заседание редакционной планёрки и открыли огонь. Восемь погибших были журналистами, в том числе четыре известных карикатуриста: Жорж Волински (Georges Wolinski), Жан Кабю (Jean Cabut, Cabu), Бернард Верляк (Bernard Verlhac, Tignous) и собственно главред издания 47-летний Стефан Шарбонье (Stephane Charbonnier, Charb). Кроме того, по меньшей мере, 11 человек были ранены, несколько из них находятся в тяжёлом состоянии. Одним из поводов для нападения стала карикатура не на какие-то символы веры, а на главаря (запрещенной в России) группировки «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади. Нужно также ещё помнить (либо просто понимать), что европейская карикатура отличается от русской — в европейской традиции название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. Учитывая именно это обстоятельство, можно констатировать (с житейской точки зрения): в одной отдельно взятой Брянской области «Исламское государство» своего добилось. То есть французский теракт завершился победой очень далеко от Парижа.

Небольшая цитата из одного из самых читаемых в России писателей XXI века: «Или, скажем, (внезапно) террористы. Они побеждают вовсе не в тот момент, когда взрывают группу невинных граждан, это совсем не победа, а так — успех одной локальной операции, и не факт, что такой уж большой успех. Победа терроризма наступает, когда работники служб безопасности в разных аэропортах мира начинают «тщательно досматривать» всех пассажиров подряд, кричать на них, понукать, хамить, придираться к бессмысленным мелочам, а пассажиры молчат, как покорное стадо, твердя: «Это ради нашей же безопасности, надо терпеть». Сейчас это редкость, а сразу после 11 сентября 2001 года было вполне повсеместно, я помню, очень неприятно стало тогда куда-то летать.

И еще террористы побеждают в тот момент, когда из-за забытой кем-то в метро газеты поднимается истерический визг, и поезд останавливается в подземелье между станциями, и сотни человек трясутся от страха вместо того чтобы спокойно ехать по своим делам. Зато мы защищены от террористов. Зато мы защищены!»

Сейчас ситуация очень похожа. Надо на всякий случай запретить, чтобы не дай бог что… Ни комментариев, ни, упаси господи, карикатур, которых в местном управлении Роскомнадзора, с большой долей вероятности, даже в глаза не видели («Борис Пастернак написав роман «Доктор Живаго». Я його не читав, але не маю пiдстав не вiрити редколегiї журналу «Новый мир», що роман поганий…»). Восемь лет назад исламские радикалы так же одержали полную и убедительную локальную победу в Брянске (при прежней власти). 6 марта 2006 года газете «Наш Брянск. Суббота» было вынесено официальное предупреждение о возбуждении религиозной розни за перепечатку двух из двенадцати знаменитых датских карикатур из серии «Лики Мухаммеда». Газета стала первым в России изданием, перепечатавшим эти рисунки на религиозные сюжеты из датской газеты Jullands-Posten. При том, что никакого оскорбительного смысла в этих рисунках не было — обыкновенные сатирические рисунки, направленные против исламских боевиков и бандитов, прикрывающихся некими «исламскими ценностями». Но в Брянск лично приехал выяснять ситуацию с газетой целый руководитель управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) по ЦФО Александр Хаев (тогда региональных управлений ещё не было — Брянск относился к Московскому региону).

И кстати: Брянская областная прокуратура провела проверку на наличие в статье «Веселые картинки» (две карикатуры служили иллюстрацией к ней) признаков преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти по религиозному признаку). По итогам проверки дело возбуждено не было — прокурор просто не нашёл предмета для возбуждения дела, хотя с большим интересом для себя ознакомился со знаменитыми карикатурами, о которых столько слышал, но ни разу не видел. Однако Росохранкультура далее использовала брянский опыт, как прецедент.

Они победили.