Михаил Абызов «всплыл» в деле Леонида Меламеда и на космодроме «Восточный»

Экономический эксперт Никита Кричевский поделился своим видением причастности министра Открытого правительства РФ Михаила Абызова к сомнительным схемам в российской экономике. Кричевский заявил, что уголовное расследование деятельности Абызова станет следующим шагом после процессов о хищениях в госкорпорации «Роснано».

Расследование в отношении бывших топ-менеджеров «Роснано» официально «стартовало» 3 июля. По версии следствия, из компании были выведены 220 миллионов бюджетных рублей. Сейчас на причастность к хищениям средств «Роснано» проверяют руководство двух «дочек» корпорации.

Уголовное расследование затронуло давних знакомых Абызова – бывших топ-менеджеров «Роснано» гендиректора Леонида Меламеда, заместителя Андрея Малышева и финдиректора Святослава Понурова. С Меламедом министр знаком уже пятнадцать лет с той поры, когда они вместе оказались задействованы в схемах по разделу 35% акций компании «Новосибирскэнерго» в частную собственность. С Андреем Малышевым Абызов связан через группу Е4, потерявшую в свое время немало активов. Теперь же СК РФ подозревает экс-руководителей «Роснано» в хищениях на крупную сумму при использовании служебного положения, что соответствует части 4 статьи 160 УК РФ.

Как пояснили «Известия», в 2008 и 2009 годах Меламед заключил договор на оказание консультационных услуг между «Роснано» и ИФК «Алемар», в которой он владел частью активов. Под видом оплаты по этому договору из госкорпорации в «Алемар» было переведено более 220 миллионов рублей. Однако, по словам Кричевского, эта сумма очень мала по сравнению с другими средствами, исчезнувшими в неизвестном направлении после вмешательств Абызова и Меламеда.

С такой точкой зрения не согласился сам министр Открытого правительства, который заявил «Известиям» о специально созданной вокруг его фигуры истерии. «Я знаю Леонида Меламеда более 15 лет. Он крайне порядочный человек и профессионал высокого уровня. Я уверен в его невиновности. Не сомневаюсь, что будет проведено объективное расследование», — сообщил Абызов.

Между тем, «уши» г-на Абызова торчат и из скандалов вокруг строительства космодрома «Восточный». На стройку уже выделено 160 млрд рублей, но основные траты еще впереди. Генподрядчиком президент назначил Спецстрой, который привлек к стройке два своих предприятия — «Дальспецстрой» и «Спецстройтехнологии», им досталось 109,3 млрд рублей из 161 млрд рублей Более 88 млрд рублей, или 80% предназначенных Спецстрою средств, пошло на закупки у частных субподрядчиков и поставщиков, причем в рамках ФЗ-223 широко применялись закупки у единственного поставщика. Как показал анализ, из 112 негосударственных субподрядчиков и поставщиков с договорами более чем на 100 млн рублей 40 компаний практически не имеют собственных зданий, станков и оборудования, 15 из 112 компаний управляются из офшоров или записаны на номинальных владельцев. Так вот, два субподрядчика, которым предъявлены арбитражные претензии на почти на 20 млрд рублей, управляются через офшоры в интересах как раз министра открытого правительства Михаила Абызова.

По данным Счетной палаты, расходы на строительство космодрома были преднамеренно завышены на 18%, широко применялись фиктивные работы, закупки материалов по завышенным ценам, завышение стоимости работ, невыполнение заказов, необоснованно высокие оклады топ-менеджеров.