100-летие Февральской революции: 3 марта революция докатилась до Брянска и Бежицы

100 лет назад — 2 марта 1917 года — последний монарх Российской империи Николай II отрекся от престола на фоне бушующей революции в Петрограде и массовых акций протеста против самодержавия в Москве, а также в других городах страны. В этот же день «интернет 17-го года» донёс весть о революции до Брянска и Бежицы.

Сто лет назад в России прервалось правление династии Романовых. Перестала существовать российская монархия. Неожиданно возникшая Февральская революция победила.

В исторической науке принято, что к началу 1917 года вследствие резкого ухудшения экономического положения, неудач на фронте, а также из-за неспособности правительства управлять страной, царский режим потерял доверие всех слоев общества. В Петрограде начались волнения из-за недостатка продовольствия, в первую очередь хлеба (при том, что запасы продовольствия в стране вообще и в Петрограде, в частности, были весьма велики — можно сказать, огромны). 23 февраля они вылились в забастовки на ряде предприятий. В последующие дни забастовки, волнения, демонстрации под лозунгами свержения самодержавия и прекращения войны переросли в революцию. 2 марта царь Николай II был вынужден отречься от престола.

В этот же день о петроградских событиях узнали и в Брянске. Брянск был тогда и остаётся сейчас крупным железнодорожным узлом. Железные дороги в России всегда были государством в государстве, а железнодорожный телеграф уже тогда был не государственной, а ведомственной неподцензурной линией связи. Конечно, телеграфистам запрещалось загружать линии личной болтовнёй, но кто может уследить за «офисным планктоном»? Потому вести о событиях в столице «интернет 17-го» доносил до самых до окраин по тем временам практически мгновенно.

На улицах стали собираться возбужденные люди, исчезли полицейские патрули. 3 марта в Брянск поступило воззвание Временного правительства и текст отречения царя. Сразу же повсюду появились красные флаги. Первыми на улицы вышли солдаты и рабочие Двинского артсклада, к ним присоединились рабочие «Арсенала». Стихийно образованные отряды рабочей и учащейся молодежи разоружили и отправили в тюрьму около полусотни полицейских. Брянск праздновал крушение царизма. На площади у городской управы (ныне — площадь Карла Маркса) состоялся многочисленный митинг. Ораторы провозглашали революционные лозунги: «Свобода. Равенство. Братство». При этом выражалась поддержка Временному правительству в доведении войны до победного конца.

Аналогичные события происходили и в Новозыбкове, где в первые революционные дни была организована народная милиция. Не обошлось и без эксцессов. В Клинцах при попытке разоружения полицейских и жандармов те оказали сопротивление. Рабочие-дружинники и солдаты открыли по ним стрельбу, убив 15 и ранив более 20 бывших стражей порядка.

3 марта в Бежице был создан первый новый орган власти — Совет рабочих депутатов. Его составили 113 представителей цехов Брянского завода, выдвинутых на собраниях и митингах днем ранее. Председателем Совета был избран меньшевик Ф.Л. Кучеров. 4 марта Совет рабочих депутатов, преимущественно меньшевистский по составу, был создан в Клинцах, а десять дней спустя — в Новозыбкове. 5 марта в Брянске собрался Совет военных депутатов, куда вошли в основном офицеры. В марте-июне Советы были организованы практически во всех уездных и волостных центрах.

Повсеместно создавались и другие органы власти. 4 марта в Брянске состоялось совместное заседание гласных городской думы, земских деятелей и членов ряда общественных организаций. В работе собрания приняли участие также представители партий эсеров и социал-демократов. Был образован комитет общественной безопасности, в состав которого вошли представители земского и городского самоуправления, а также общественных организаций.

Командный состав Брянского гарнизо­на, противившийся установлению новой вла­сти, был арестован 7 марта. Власть переходи­ла, как правило, к органам местного земского управления. В Новозыбковском и Суражском уезде комиссарами Временного правительства были назначены председатели земской управы помещики С.И. Чарнолуский и М.И. Кулябко-Корецкий, губернским комиссаром Черниговской губернии был назначен крупный помещик Суражского уезда М.А. Искрицкий, член партии октябристов.

Своеобразная ситуация сложилась в Мглинском уезде. В начале марта по инициативе популярного местного общественного деятеля Павла Шимановского (1876—1918), позже назвавшего себя левым эсером, там собрались 250 делегатов 1-го уездного съезда, принявшего решение организовать народную милицию и избравшие объединенный Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов во главе с Шимановским. Совет объявил о взятии всей власти в уезде в свои руки. Ему подчинялся и комиссар Временного правительства. Так во Мглине была установлена, по сути, советская власть. В мае из состава Мглинского уезда выделился Почепский район, где начали действовать аналогичные органы власти.

В Карачеве 18 марта был создан Временный революционный исполнительный комитет с участием членов городской управы, учительского союза и других организаций, по преимуществу эсеров и меньшевиков. Руководителем комитета стал преподаватель местной учительской семинарии Николай Ходотов. Орловский губернатор доложил Временному правительству о том, что «учреждения и служащие губернии подчиняются новому правительству и честно исполняют свой долг перед Родиной».

Своеобразие ситуации в Брянском и близлежащих уездах заключалось в наличии крупного почти 40-тысячного воинского гарнизона. В него входили в основном запасные полки, госпитальные команды и резервные части. Кроме того, на территории края находилось большое количество беженцев из западных губерний России, Прибалтики и Польши. Примерно такое же положение было и в Карачеве, где были расквартированы артиллерийская бригада и два артиллерийских дивизиона общей численностью более 10 тысяч человек.

На заводах Брянска и Бежицы размещались крупные военные заказы. Именно рабочие и служащие Бежицкого завода и Брянского Арсенала, а также солдаты и офицеры гарнизона стали инициаторами создания новых органов власти — Советов.

Одновременно в уездах началась реорганизация старого аппарата государственной власти. Упраздненные должности и учреждения заменялись уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом. Комиссарами обычно становились председатели уездных земских управ. Сложилась своеобразная ситуация «двоевластия», когда одну власть представляли чиновники Временного правительства в лице уездных комиссаров, другую — Советы с их огромным влиянием. А с учетом все еще действующих городских дум, земств, комитетов общественного спасения можно говорить о реальном многовластии в этот период. Но это уже совсем другая история — история летнего этапа Великой русской революции 1917 года.