«Свои» экозащитники на коротком поводке: личный бизнес профессиональных печальников природы русской

Не без помощи западных радетелей демократии и либерализации в России появились «профессиональные» общественные деятели, либеральные оппозиционные политики и журналисты, правозащитники, экологи и защитники окружающей среды. Многие «профессионалы» подружились, проверили и испытали друг друга в реальных делах, и выстроили за счет спонсоров и благодетелей свой маленький и успешный бизнес. Особенно удачно это удавалось и удаётся в местах, достаточно отдалённых от столицы.

Великому советскому физику Льву Ландау приписывают фразу: «Наука – это самый хороший способ удовлетворять свое любопытство о мире за государственный счет». За прошедшие после этой фразы десятилетия наша страна не без помощи западных радетелей демократии и либерализации далеко ушла от советского тоталитарного идеализма и стала во многом более прагматичной и циничной. И если во времена махрового СССР единственным благо-дателем было государство, поскольку оно одно обладало всеми финансовыми и материальными ресурсами, то сейчас таких благо-дателей стало много. Особенно усердно дают блага те самые западные радетели демократии и либерализации.

Для многих из «подключившихся» к неиссякаемому источнику демократии и либерализации любимые занятия стали работой, или даже бизнесом. Так у нас появились «профессиональные» общественные деятели, либеральные оппозиционные политики и журналисты, правозащитники, экологи и защитники окружающей среды. Те, кто ещё в «допутинские» времена успешно вписался в этот специфичный бизнес, сделали свою карьеру, вместе с ними подросли и их друзья и партнеры из «партнёрских структур». За долгие годы люди подружились, проверили и испытали друг друга в реальных делах, и выстроили за счет спонсоров и благодетелей свой маленький и успешный бизнес. Особенно удачно это удавалось и удается в местах, достаточно отдаленных от столицы.

Пара примеров — один брянский, второй — карельский.

В 2015 году в Брянске внезапно образовалась экологическая организация «Зелёный фронт». Защищать «фронтовики» ничего не защищают, субботников по уборке мусора и закладки новых скверов (которые быстро вновь становятся пустырями), как их предшественники из организации «Брянские экологи» не проводят. Но существуют и рассылают по СМИ отчёты о своей бурной деятельности — поездок по свалкам, частным фермам, на которых образуется (удивительно!!!) навоз, стычках с фермерами и попаданиях в страшные ДТП, в результате которых остаётся след на штанах главного человека в этом «Зелёном фронте» — блогера, журналиста и, с недавних пор, эколога Александра Чернова.

Г-н Чернов — удивительный человек. В его резюме с 1999 по 2017 год наличествуют газеты «Брянское время», «Десница» и «Российская газета», православный информационно-просветительский проект «Интерн», ИД «КоммерсантЪ» и журнал для первых лиц «Точка», РИА «Новости», интернет-ресурс «Брянская улица», а также работа маркетологом и специалистом по связям с общественностью в компаниях «Брянскзапчасть», «Брянсккоммунэнерго», «Алфи», «Мэтр», собственный дискуссионный проект с интернет-вещанием «Серьёзные тёрки», даже общественная должность — старший по дому (Тарджиманова, 2). Дольше всего он продержался в «Деснице» — с 2002 по 2008 годы. Из остальных проектов он «выпадал» очень быстро — как правило, со скандалом. Но уже третий год держится в «Зелёном фронте» — на «чистом энтузиазме» объезжает Брянскую область и отчитывается: «Живописные берега Десны утопают в мусоре», «Свальный грех Злынки», «В Клинцовском районе процветает нелегальный мусорный бизнес» и т.п. За чьи деньги — нет ответа.

Вернее, предпочитает не афишировать. Предыдущий грантодатель до сих пор выходит ему боком.  Несколько лет назад он окончил Московскую школу гражданского просвещения, позже признанной Министерством юстиции иностранным агентом. Проект Чернова «Серьёзные тёрки» (из которого его также со скандалом выперли) проходил именно под патронажем МШГП. Особенно часто г-ну Чернову припоминают поездку в США в 2011 году и его встречу в Белом доме с «тогдашним не последним человеком в американской «вертикали власти», а позже — послом в России <Майклом> Макфолом».

«В США я не «учился» под чьим-то там патронажем, а узнавал новое — ни «лекций» ни «семинаров» у нас не было: посещал городские администрации, советы муниципальных депутатов, суды, пожарную часть, местную школу и университет Миссури, общался с представителями общественных организаций, беседовал с коллегами-журналистами и обычными американцами — в гостиницах, магазинах, кафе, на улицах. Сидел на берегу величественной реке Миссисипи, в конце концов. Я — журналист, и все это было интересно мне прежде всего с профессиональной точки зрения. И просто любопытно», — рассказывает сам внезапный брянский эколог, не признающийся, какую именно экоорганизацию он настолько бескорыстно представляет теперь…

…А вот в Карелии местные экологи получают блага известно от кого — Баренцевоморским отделением с региональным центром в Мурманске здесь представлена экологическая организация WWF-Russia. Руководит отделением известный во всем российском WWF Олег Суткайтис. У него есть давний проверенный годами по борьбе за экологию товарищ, друг и руководитель партнерской экологической организации Юрий Рыбаков. Он возглавляет Карельскую региональную общественную организацию содействия устойчивому развитию и охране окружающей среды «Бассейновый совет Северо-Карельского побережья» или кратко «Бассейновый совет». Ещё карельский борец за экологию является директором Чупинской городской спортивной образовательной общественной организации «Чупинский морской яхт-клуб», активно занимающейся коммерческой деятельностью по оказанию разнообразных туристических и спортивных услуг, несмотря на статус общественной организации.

В поселке Чупа Лоухского района Карелии есть компания приключенческого туризма ООО «Кереть-Тур», судя по сайту компании, имеющая самые тесные и партнерские отношения с «Чупинским морским яхт-клубом». Руководители и учредители компании и яхт-клуба носят одинаковые фамилии, что, наверное, дает повод предположить о том, что охрана окружающей среды и турбизнес с разнообразным ассортиментом услуг являются для Юрия Рыбакова и его родни давно освоенным семейным бизнесом, в чём им активно и вполне взаимовыгодно содействует Олег Суткайтис с деньгами WWF.

Еще с 2008 года на сайте WWF-Russia можно увидеть новость-банер «WWF поддерживает развитие экотуризма в Чупе». Набор «завлекушек» провинциальной Чупы, которые, по мнению WWF, способны привлечь в небольшой поселок в экономически депрессивном Лоухском районе республики Карелия бывалых столичных и зарубежных туристов велик. Это возможность подледного погружения с аквалангом (подледный дайвинг), собственный яхт-клуб, геологический туризм, непосредственная близость Белого моря, чистый воздух и, наконец, отрыв от цивилизации. В общем, весь набор услуг и видов деятельности, предоставляемый Советом, туркомпанией и яхт-клубом семьи Рыбаковых.

Ради этой идеи в марте того же года в Чупе при поддержке WWF даже была проведена конференция на тему «К устойчивому туризму на Северо-Карельском побережье». Эксперты WWF даже пригласили местное сообщество поучаствовать в подготовке проекта туристического комплекса, и заверили аборигенов из местного сообщества в том, что Чупа имеет уникальные возможности стать туристическим центром мирового уровня. Вполне очевидно, что интерес к Чупе появился у московских функционеров WWF-Russia не сам по себе, а с подачи Баренцевоморского отделения и его руководителя Олега Суткайтиса.

Доверие местного сообщества к международным авторитетам от экологии  было настолько сильным, что местная власть разработала и приняла новую редакцию Муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Лоухском муниципальном районе на 2011-2015 годы», взамен ранее принятой на 2007-2011 годы, и смело заложила огромный для депрессивного района общий объем финансирования порядка 72 млн. руб., увеличив долю собственных муниципальных средств почти в четыре раза и доведя ее до уровня 1 330 тыс. рублей. Остальные средства, предполагалось привлечь за счет внебюджетных источников. Очевидно в расчете на поддержку WWF.

Справедливости ради, энтузиазмом преисполнились не только местные районные руководители и депутаты, но и руководители Суткайтиса в Москве. Они в течение почти десяти лет активно финансировали Баренцевоморское отделение в объеме 800-900 тыс. рублей в год на реализацию проектов, связанных, в том числе, и с изучением проблем туристической привлекательности района и содействия местному населению в его развитии. По разным прикидкам около половины из этих десяти «лямов», потраченных WWF за эти годы в виде грантов, успешно выигрывал, осваивал и отчитывался «Бассейновый совет» г-на Рыбакова. Понятно, что по финансовой цепочке бюджет осваивали и общественные и коммерческие организации семьи Рыбаковых.

И ещё один интересный факт. Свое финансирование проектов в Чупе WWF-Russia проводила через свой отдельный проект Lighthouse Foundation на Белом море. Что характерно, Юлия Супруненко, координатор беломорского проекта Lighthouse Foundation, являвшегося основным донором грантовых проектов Юрия Рыбакова, является кадровым сотрудником КРОО «Бассейновый Совет». По имеющейся информации, она еще может работать и в Чупинском морском яхт-клубе. В наше время «решительной борьбы с коррупцией» это вызвало бы явный интерес компетентных или контролирующих органов, как минимум заподозривших в таком совместительстве должностей конфликт интересов. Судя по всему, в WWF, как организации международной и демократической, нелиберальные подходы не в ходу. Понятно, что ушлым ребятам-грантополучателям нетрудно в таких условиях отчитываться о проделанной работе перед грантодателями. Тем более что те сами с удовольствием подскажут, как все «правильно» оформить.

После 2015 года г-н Суткайтис к «чупинской» идее начал охладевать. Хотя отдельные представители местного сообщества приняли идею развития туризма и ее поддержку от WWF за чистую монету. Поэтому со своими идеями поднимать, прежде всего, родную для них и вымирающую Чупу, местные активисты г-на Суткайтиса утомили. Они совсем забыли, что для превращения Чупы в туристический центр мирового уровня им ещё в 2008 году эксперты WWF сделали «основное предложение для его реализации – это организация природного парка «Северо-Карельское побережье», который, по их мнению, должен был стать «одновременно средством сохранения природных богатств и красоты побережья, а также катализатором регионального развития».

Возможно, что и пять «лямов» грантов WWF позволили за прошедшее время встать на ноги, раскрутиться, создать конкурентный туристический продукт и семейному турбизнесу друга Суткайтиса Юрия Рыбакова. За деньги WWF мужики подтянули собственную инфраструктуру, распиарились, создали себе отличное реноме, и оседлали лоухский турпоток. Да скорее даже и весь турпоток Северо-Западной Карелии и частично окрестных областей.

Поэтому вполне понятно, что Баренцевоморское отделение WWF для того, чтобы отказ от прежних прожектов выглядел убедительнее, вышло в головной московский офис за «независимым» заключением о бесперспективности проекта планов развития туризма в Лоухском районе.  Возможно, у Олега Суткайтиса есть ещё друзья в Карелии, которым тоже нужна его, скорее всего, не безвозмездная помощь. По слухам, за десять лет турпроекта в Чупе, Суткайтис оценил экологическую и рекреационную ценность Лоухского района Карелии. Поэтому приобрёл там что-то, позволяющее ощутить «непосредственную близость Белого моря, чистый воздух и, наконец, отрыв от цивилизации». Благо, проверенный друг Юрий Рыбаков за хозяйством присмотрит в любой точке «отрыва от цивилизации».

Нельзя сказать, что WWF совсем оставил прежних партнёров экологов-туристов. За прошедшие годы WWF активно спонсировал участие парусников Чупинского морского яхт-клуба во многих регатах очень приличного уровня. За что те гордо несли на своих парусах логотипы WWF. Юрий Рыбаков тоже оказался в тренде. Как действительный член Русского географического общества, руководитель известной в своих кругах природоохранной организации с безупречной репутацией грантополучателя WWF, постепенно начал переходить на импортозамещение. Теперь он, как настоящий патриот России, с успехом осваивает отечественные гранты от РГО.

Любимой темой после защиты отдельных видов зверушек, у WWF являются ООПТ. Причем, если посмотреть на карту России и обозначить на ней ООПТ, о которых больше всего радеют в WWF, то сразу бросается в глаза, что эти особо охраняемые территории прямо тяготеют или примыкают к границам страны, к ее важнейшим и магистральным транспортным коммуникациям – морским, сухопутным, трубопроводным, энергопередающим. Баренцевоморское отделение WWF в этом смысле охватывает как раз такие регионы страны. Здесь и Севморпуть, и добыча водных и лесных биоресурсов, и месторождения углеводородов на суше и на шельфе.

У г-на Суткайтиса в этом смысле отличные достижения. Чего стоит информационная волна с Двинско-Пинежским заказником в Архангельской области накануне Международного Арктического Форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске весной этого года. Эта волна была поднята совместными усилиями Гринпис и WWF. Гринпис традиционно сыграл роль «плохого полицейского», а WWF – «хорошего». После завершения форума Игоря Честина, директора WWF-Russia лично принимал губернатор области Игорь Орлов, собрав на встречу всех своих профильных министров и лесозаготовителей.

Отдельная спецоперация была проведена в Ненецком автономном округе, куда удалось в качестве пресс-секретаря губернатора внедрить Татьяну Баеву, ранее работавшую вместе с Суткайтисом в Мурманске, потом в головном офисе в Москве. В итоге губернатор округа Игорь Кошин стал лучшим другом белых медведей, а созданный при нем Центр природопользования и охраны окружающей среды НАО начал создавать с бешеной скоростью региональные ООПТ по проектам WWF и даже получил за тесное сотрудничество с WWF благодарственное письмо губернатора. WWF продолжает продавливать идею создания на о. Вайгач нацпарка и придания ему статуса памятника природы мирового значения. Хотя население, в том числе и КМНС, однозначно высказалось против, так как всех устраивает статус острова в качестве заказника регионального значения. А губернатор и Минприроды эту идею уже одобрили. К нацпарку защитники зверюшек хотят прирезать еще морскую акваторию, которая перекроет единственный судоходный проход Севморпути из Баренцева в Карское море через Карские ворота.

Им нигде не нужно промышленное освоение. Им не нужны местные сообщества, им не нужны дикие туристы и слабая охрана. Во имя сохранения природы и животных они выдавливают с этих территорий людей. Это напоминает троцкистов с их «экспортом революции», и запад, «устанавливающий» с бомбардировщиков истинные демократические ценности в проблемных странах. А то, что деньги у них местные дельцы уводят практически в открытую и столько лет, они, конечно же, видят. Но эти суммы для них, что списание средств на бой стеклотары при перевозке. Копейки. Тем более, за эти копейки всегда хорошо держать своих экозащитников на коротком поводке. Эти ребята такой мелочевкой занимаются больше для поддержания имиджа и обозначения своего присутствия на территории. Основные цели и задачи не подъём наших депрессивных регионов или забота о природе и борьба со свалками. Цели эти глобальные, геополитические. И вот от качества реализации этих целей и зависит оценка региональных эковождей. В том числе и внезапно образовавшихся…