Идею создания народных дружин, которые должны помогать полиции поддерживать общественный порядок, выдвинула Общественная палата России после массовых волнений в московском Бирюлёво 13 октября. Проблема нелегальной миграции неожиданно вылилась в предложение создания милиции — территориальных формирований поддержания порядка, сообщает корреспондент REGTime.
В Общественной палате России после массовых волнений в московском Бирюлёво предложили создать народные дружины. В сообщении РИА «Новости» со ссылкой на Владислава Гриба, заместителя секретаря Общественной палаты. Дружины должны будут патрулировать жилые районы, следить за безопасностью граждан и помогать полиции. «Будем проводить слушания о народных дружинах. Борьба с преступностью — не только задача полиции, но и всего общества. К народным дружинам у местного населения будет больше уважения, чем к некоторым сотрудникам полиции», — отметил Владислав Гриб. По его словам, это один из механизмов, который надо использовать и законодательно закреплять.
Фактически Общественная палата предлагает возродить милицию в её изначальном понимании: словом милиция принято обозначать, и в этом значении оно используется в большинстве стран мира, нерегулярные формирования, используемые в том числе для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения, часто на добровольной основе, и не входящие в состав официальной системы государственных военных и правоохранительных органов. Да и 10 ноября празднуется отнюдь не день образования кадровой «советской полиции», а день образования именно добровольческих отрядов «рабочей милиции». Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было установлено: «Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием, Настоящий закон вводится в действие по телеграфу». В добровольческом состоянии милиция просуществовала год, после чего ей была придана вполне полицейская государственная форма, а добровольные помощники полицейских органов (т.е. советской милиции) назывались народными дружинниками (ДНД — добровольные народные дружины).
Несмотря на переименование милиции в полицию, в июне 2011 года появилась информация о возможном создании в стране нового органа — муниципальной милиции, представляющей собой объединение граждан для охраны общественного порядка. В некоторых регионах в настоящее время уже существуют добровольные народные дружины. Возможно, эти дружины лягут в основу при формировании милиционных отрядов. А термин «милиция» таким образом будет соответствовать своему первоначальному значению. С июля 2011 года муниципальная милиция функционирует в Ижевске и выполняет роль существовавшей ранее экологической милиции. 1 сентября 2012 года муниципальная казачья милиция появилась в Краснодарском крае. К 2013 году численность сотрудников составляла примерно 1300 милиционеров, из них 150 — в городе Краснодаре.
В Брянске на базе участкового пункта полиции №3 в Советском районе пока создаётся первый т.н. Центр охраны общественного порядка — т.е. центр по созданию «новых ДНД». По информации горадминистрации, ряды добровольцев, которые станут основой формирующегося центра будут сформированы из молодых людей, достигших 18 лет, с активной жизненной позицией. Работа дружинников будет осуществляться посредством патрулирования улиц, обеспечения правопорядка в общественных местах и при проведении массовых мероприятий, в том числе оцепление, сопровождение и другие формы охраны. Добровольцы смогут нести службу только совместно с сотрудниками органов внутренних дел. В качестве знаков отличия каждому участнику добровольных народных дружин будут выданы специальные жилеты, а также удостоверения с символиками города Брянска и МВД России, заверенные руководителями данных структур. Кроме того, студенческий добровольный отряд охраны общественного порядка действует в Брянском госуниверситете с 2003 года.
Слушания в Общественной палате России, возможно, действительно поставят «милиционное движение» в федеральное законодательное поле. По статистике, например, в 2009 году в России действовало более 34 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тыс. человек, с участием которых в год раскрывалось около 40 тыс. преступлений и выявлялось свыше 400 тыс. административных правонарушений.