23 апреля исполняется 30 лет с открытия апрельского пленума ЦК КПСС, на котором был провозглашен курс на перестройку и ускорение, закончившийся в 1991 году распадом СССР.
Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 года. Инициатива этого процесса исходила «сверху» и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, избранный на этот пост после смерти Константина Черненко на мартовском 1985 года Пленуме ЦК КПСС.
Став генеральным секретарём КПСС, Горбачев сразу же осуществил перестановки в высшем руководстве, освобождаясь от старых кадров: председателем Совета Министров стал Николай Рыжков; министр иностранных дел Андрей Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК КП Грузии. Секретарями ЦК стали Борис Ельцин и Александр Яковлев.
Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновления социализма» Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии.
23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. Он выступил на пленуме с программным докладом «О созыве очередного XXVII съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением», в котором был провозглашен курс на ускорение экономического и социального развития СССР. В докладе предшествующий период был охарактеризован как «застойный».
Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.
В речи Михаила Горбачева были сформулированы главные задачи реформирования экономики: «Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности».
На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей; активизация всей системы политических и общественных институтов.
Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально — экономического развития общества.
Первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества.
Выдвинутая Михаилом Горбачевым на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Михаил Горбачев призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д.
В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.
Заместитель председателя правления ВЭБа Сергей Васильев, руководивший в начале 1990-х центром реформ при российском правительстве, в интервью «Газете.Ru» рассказал о периоде перестройки и реформах, начатых Михаилом Горбачевым. По словам Васильева, «изначально выбрали неверное направление».
«Горбачева и других советских руководителей заботило нарастающее технологическое отставание Союза от Запада. Программа «Ускорение» предполагала ликвидацию разрыва, но при этом не принималось во внимание, что экономика уже была сильно разбалансирована. Программа приводила к еще большой разбалансировке, так как деньги, которые мы получали за нефть и газ, шли не на импорт товаров народного потребления, а на новое оборудование и технологии. Теоретически, может быть, и правильно, но в драматический момент 86-го года, когда падали цены на нефть, это было совершенно несвоевременно», — отметил он.
Васильев добавил, что антиалкогольная кампания также «подорвала бюджет», так как страна потеряла доходы от алкоголя, которые смогли восстановиться только к середине 90-х.
Зампред ВЭБа сказал, что проблема нарастающего дефицита в стране могла быть решена за счет введения «гибких цен в госсекторе», но «партийное руководство даже и не думало их отпускать».
«Правительство предпринимало правильные шаги — в то время приняли закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности, но пока цены фиксированные — такие законы работают плохо», — отметил Васильев.