Конференция по экономическому развитию Арктики впервые пройдет в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016). На российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах. А при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
16-18 июня в Северной столице пройдёт очередной Петербургский международной экономический форум. Можно сколь угодно говорить о санкциях и рекомендациях западным деловым людям не ездить в диктаторскую Россию, но интерес у большого бизнеса к ПМЭФ-2016 самый прямой. Например, впервые состоится конференция по экономическому развитию Арктики, которая в последние годы из царства вечного льда вдруг превращается в будущую житницу едва ли не всей планеты.
Вспыхнувший интерес многих государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа на практически неизученных зонах шельфа очень высока. По мнению экспертов, на российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах.
А ещё в российской Арктике есть Северный морской путь — уникальная транспортная артерия, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Общая длина собственно Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км, а расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока — немного более 14 000 км.
При должном экономическом взаимодействии России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать не просто кратчайшим, а главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
Особого значения Северный морской путь достиг в 70-80 годы прошлого века, когда объем перевозок достигал более 4 млн. тонн (например, только в 1987 г. было перевезено 6.6 млн. тонн). Потом было долгое безвременье 90-х — и вот наконец началось возрождение Севморпути. Только в 2015 году администрация Семорпути выдала разрешения на проход 697 кораблям, в том числе 124 иностранным. По словам замруководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Николая Монько, антироссийские санкции не повлияли на грузоперевозки — их объём увеличился в прошлом году на 1,2 млн. тонн и составил 5,1 млн. тонн, как в лучшие советские годы.
Северный морской путь представляет собой единственную широтную магистраль, которая связывает все арктические и субарктические регионы России, оказывая существенное влияние на развитие всего российского Крайнего Севера. Вместе с многочисленными реками, впадающими в Северный Ледовитый океан, Севморпуть формирует единую транспортную систему, обслуживающую основные промышленные комплексы арктических и субарктических регионов, такие, как горно-металлургический и горно-химический комплекс Кольского полуострова, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный район, добывающая промышленность Якутии и т.д. Новое развитие Северного морского пути поможет поддержать экономику приарктической зоны за счет развития обслуживающей инфраструктуры.
«Может быть, по сравнению с Суэцким каналом, транзит зарубежных грузов не столь выгоден, но развитие каботажа поможет сильно снизить госрасходы на транспортировку грузов внутри страны», — заявил глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарёв. А губернатор Тюменской области Владимир Якушев начало интенсивной эксплуатации Северного морского пути «геостратегической победой России»
Но настоящую экспортную прибыль Севморпуть будет приносить в случае экспорта сырья и продукции через северные морские порты. Тем более, в условиях глобального потепления, когда сезон навигации без ледоколов становится длиннее год от года. Уже построен газовыый порт Сабетта на Ямале, готовы к реализации два проекта в Ненецком АО — строительство глубоководного морского порта Индига и железной дороги «Сосногорск — Индига». Предварительная проектная стоимость глубоководного порта составляет порядка 120 млрд рублей, железной дороги — около 140 млрд рублей. Всего властями РФ отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн. рублей для реализации в Арктической зоне РФ, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла в конце мая. Из этих денег почти 4 трлн. рублей — это внебюджетные источники.
В последние годы российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Кроме традиционных арктических государств, большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают азиатские партнёры, в частности Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.
«Ямальский газ можно будет направить в любую точку планеты. Многофункциональность порта <Сабетта> позволит использовать его для экспорта по Северному морскому пути любой продукции, в том числе производимой в Тюменской области», — говорит Владимир Якушев.
В конце мая Дмитрий Рогозин дал поручение Минтрансу и Минобороны в ближайшее время создать единого оператора на Севморпути. По словам вице-премьера, необходим некий субъект, который возьмёт на себя проработку всех вопросов, в том числе и вопросов, связанных с размещением заказов по судостроению.
В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение российских арктических проектов включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн. рублей. Все проекты находятся в разной степени готовности к реализации, тем не менее они «далеко не совсем бумажные», как подчеркнул г-н Рогозин. Более того, часть проектов ждет государственного решения своей судьбы, потому как для их реализации необходимо привлечение именно иностранного инвестора, пояснил Рогозин.
Все представленные проекты, по его словам, являются масштабными и системообразующими, они способны выступить в роли драйверов социально-экономического развития арктической зоны, они также обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей всей инфраструктуры — в том числе и Северного морского пути — и социальной сферы.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС