В очередной раз тихо и без приличествующих торжеств с вручениями медалей «Защитник Свободной России» прошла годовщина исторического события, похоронившего СССР и давшего начало постсоветской России. Зато в канун собственно 26-летия грохнула «бомба» — официальное лицо российского МИДа Мария Захарова напомнила американским партнёрам, как в 1996 году они привезли в Москву $500 млн. наличными для обеспечения нужных результатов президентских выборов.
Август является для России удивительным месяцем — именно на последние недели лета каждый год, начиная с 1991 года приходится какой-нибудь локальный (а то и масштабный) апокалипсис. Началось всё со знаменитого путча 19-22 августа в поддержку СССР, который каким-то непостижимым образом превратился в первое мероприятие по развалу огромной страны — всё это, как известно, было названо Владимиром Путиным «величайшей геополитической катастрофой XX века».
В нынешнем августе — тоже локальный апокалипсис: ссора между США, которые считают, что Россия вмешалась в их выборы, а Путин лично привёл за руку в Белый Дом президента Трампа, и Россией, которой надоело получать очередные «точечные» и «инфраструктурные» санкции за то, чего она не делала и смогла бы сделать при желании: американская бюрократия настолько железобетоннее российской, что устоит даже в случае Армагеддона. Россия настоятельно порекомендовала (т.е. переводя с дипломатического на русский поставила ультиматум) уменьшить штат американских дипмиссий в России до числа сотрудников, равного российскому в США. Американцы в ответ трагически заявили, что они временно до особого распоряжения прекращают выдачу неиммиграционных виз.
Но главная перепалка между США и Россией случилась чуть раньше — аккурат накануне очередной славной годовщины победы Свободной России, Ельцина на танке и прочих атрибутов молодой победившей демократии. Шеф Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Майкл Помпео с высокой трибуны заявил о том, что Москва якобы десятилетиями осуществляла противозаконные попытки подорвать демократию в США. На что официальный представитель МИДа России Мария Захарова напомнила американским партнёрам о $500 млн. наличных долларов, отправленных в Россию незадолго до выборов президента в 1996 году. Г-жа Захарова не только является официальным лицом российского МИДа, но также имеет обыкновение делать лишь те заявления, которые опираются на железные факты.
«Конечно, странно, что в Вашингтоне забывают о том, что накануне президентских выборов в России в 1996 году Федеральный резервный банк под надуманным предлогом — это цитата: „чтобы избежать ажиотажа старых стодолларовых купюр“ — ввёз в посольство США в Москве 500 миллионов долларов наличными», — заявила она и напомнила, что при проворачивании этой финансовой махинации агенты ЦРУ во главе с Майклом Суликом буквально «спали на мешках с наличностью, охраняя их», после чего деньги отправлялись неким частным лицам отдельными партиями.
Майкл Сулик — это вообще очень интересный персонаж, фактически полевой агент по развалу СССР. В 1991 году мы встречаем его в Литве, ему 43 года, он прибыл туда со специальной миссией — организовать «литовских добровольцев» для «помощи» «демократическим силам», выступившим в Москве против путча.
«Многие помнят Ельцина во время путча 1991 года на бронетранспортёре с российским триколором в руках. Но мало кто знает, что это, скорее всего был флаг, сшитый в Литве. Когда в Москве начались события я послал туда тысячу человек из Вильнюса в основном, наших добровольцев с российскими триколорами. Мы шили их практически за одну ночь. Поехал целый поезд наших людей, это они тогда кричали про уроки Вильнюса… Было ясно, что основной бой будет принят в Москве. И мы не медлили: посылали своих, знающих, как надо действовать, людей…», — это откровенничает литовская креатура Сулика Аудрюс Буткявичус.
В 1996 году Майкл Сулик перебрался в Москву, где он — один из руководителей посольской резидентуры ЦРУ, официально — «советник по региональным вопросам посольства», а до этого «первый секретарь политического отдела». Именно он сидел на потоках наличности и распределял их между теми лицами, которые либо могли стать хорошими лоббистами, либо, наоборот, были полезны как деструктивные элементы. И похоже, что со своей работой Майкл Сулик справился, поскольку именно после выборов 1996 года его карьера резко пошла вверх. В конце концов, он был назначен руководителем всей Национальной службы тайных операций США, где и пребывал до 2010 года.
Пикантность ситуации 1996 года не только в том, что старые банкноты никто не отменял (их до сих пор можно встретить в обороте), но и в том, куда и кому пошли эти деньги. А пошли они на вмешательство в избирательный процесс, на идеальные с точки зрения американских интересов результаты как первого, так и второго тура, которые позволили не только укрепить позиции «правильных» людей, но и поставили президента в зависимость от проамериканских олигархов — Березовского, Ходорковского, Гусинского — через которых отныне можно было проводить любую политику.
И это всего лишь разовая акция. Всего же за 90-е годы на реализацию и продвижение своих интересов в нашей страны (то есть, на её максимально ослабление) Штаты потратили не менее $5 млрд.
С точки зрения США ситуация считается нормальной, когда они в раскачивание стран вкладывают миллиарды, и при этом голословно обвиняют эти же самые страны в подобном. По сути, пытаются развивать комплекс вины в своих же жертвах.
Кто-то скажет, что всё это было так давно, что об этом не стоит и говорить. Но это не так. Во-первых, 20 лет и даже 25 лет — это ничтожный срок с исторической (да и с ведомственной) точки зрения. Это значит, что люди, которые реализовывали данные проекты, по большей части сохранили, а то и упрочили свои позиции. А во-вторых, те же самые методы (правда, тогда они ещё не назывались «цветными революциями») мы наблюдаем и сегодня, на примере несистемной оппозиции, которая обожает разыгрывать самые разные спектакли, но всегда действует в интересах одного центра, того самого центра, который в своё время уже попытался изменить историю России. Поэтому забывать события 90-х годов и имена тех, кто калечил российскую государственность, нельзя ни при каких обстоятельствах.