11 октября в Брянске стартовал в прокате фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», идейным вдохновителем которого стал известный в России фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес» и автор интернет-блога о жизни медведей Игорь Шпиленок на пару с главным оператором фильма Дмитрием Шпиленком, кому зачастую приходилось вести съёмки в одиночку, постоянно держа во внимании не только то, что творится за кадром, но и за спиной, сообщает корреспондент ГородБРЯНСК.Ru.
«Медведи Камчатки. Начало жизни» режиссёров Владислава Гришина и Ирины Журавлёвой – это история двух медведиц и детёнышей: Самапятой с четырьмя малышами и Теслы с двумя медвежатами. Идейным вдохновителем фильма стал Игорь Шпиленок, основатель и первый директор заповедника «Брянский лес», известный фотограф дикой природы, подвижник заповедного дела России вместе с братом, кинодокументалистом Дмитрием Шпиленком, который долгое время работал инспектором Южно-Камчатского заповедника, участвовал в оперативных мероприятиях по борьбе с браконьерством.
На фото Игорь Шпиленок исследует берлогу, которую только что покинул косолапый хозяин
Документалисты проследили за медвежатами в их первый год жизни — от выхода из берлог весной до поздней осени, когда они снова впали в зимнюю спячку. Съёмки велись практически беспрерывно на протяжении семи месяцев.
Дмитрий Шпиленок разогревается перед съёмочным процессом
Авторы отказались от сюжета и решили показать жизнь медведей такой, какая она на самом деле. Основная часть съёмок проходила на территории Южно-Камчатского федерального заказника в окрестностях Курильского озера – крупнейшего в Евразии нерестилища нерки, где ежегодно летом и осенью собираются десятки медведей.
Имя одной героине досталось по наследству от прапрабабушки, которую так назвал Анисифор Крупенин, легендарный первооткрыватель Долины гейзеров начала 1940-х, — «четверо медвежат, а «сама пятая»». Вторую маму-медведицу назвали Теслой из-за активного характера. Она постоянно бегала, рыбачила, отдавая при этом половину добытой рыбы своим медвежатам Соне и Самсону.
Самапятая с выводком
Тесла на первых кадрах фильма
Команда выезжала на съёмку примерно в 4–5 утра на лодке и двигалась по озеру к устью какой-либо реки, где, как правило, сосредотачивается рыба, а значит, и медведи. Уже в мае удалось получить первые кадры медвежат, только что вышедших из берлоги.
В весенние съёмочные дни дул сильный штормовой ветер, со слов Дмитрия, главного оператора фильма, съёмочная группа укрывала его снегоходными нартами и зарывала в снег, чтобы хоть как-то избежать тряски камеры и раскачивания штатива. Кроме того, первичные съёмки едва не сорвал медведь, который свалился ему на голову с сосны, откуда караулил рыбу.
Облако у ног
Часто съёмочная группа, работающая на близком расстоянии от «актёров», сама становилась объектом наблюдения и интереса со стороны медведей. Бывало и так, что камеры GoPro попадали в лапы медвежат. Чтобы заснять медведей близко, операторы расставляли камеры и уходили. Медвежата начинали играть с ними, пробовали кусать или просто убегали с новыми игрушками, и в результате снимали свою родню. Иногда медведи закидывали камеры в воду и наблюдали за людьми, которые бродили по пояс в реке в их поисках.
Дмитрий поделился своими впечатлениями: «Самый яркий и незабываемый момент был на берегу Курильского озера, когда я занимался съёмкой. Увлёкся процессом, рядом никого нет, тишина. Ружьё положил на землю. Мой ассистент, который исполнял роль пугало, в этот день был на отдыхе. Я привык ориентироваться по звукам, реагировать на шелест кустов, травы или шуршание мелких камешков у воды. В один момент я почувствовал, что меня кто-то трогает за плечо. Я медленно повернул голову и практически уткнулся в нос медведицы. Ощущения были непередаваемые, это нечто другое, когда ты сидишь перед огромным зверем, чувствуешь его молчаливое дыхание, видишь бусинки глаз. Они сканируют тебя и дают понять, что одно неверное движение — и тебе конец. Рядом с медведицей копошились медвежата, они-то меня и спасли: осмотрелись, покачались и побрели прочь. Мать последовала за ними».
Игорь Шпиленок пояснил такое толерантное поведение медведей к людям: «В этом заповеднике удалось установить достаточно эффективный охранный режим, и браконьеры больше не промышляют на его территории. Поэтому у медведей постепенно пропадает генетический страх перед человеком. Мишки там живут в максимально естественных условиях. Кроме того, у них есть орехи, ягоды и рыба, которая нерестится с июня по февраль. Они сыты практически всегда. Поэтому при понимании того, как вести себя с бурым медведем, оставаясь на расстоянии, не конкурируя с ним за рыбу, считывая их эмоции, зная их биологию, можно совершенно спокойно снимать их на Курильском озере в камчатском заказнике».
Медведь Оракул устроил конфликт на озере
Автором музыки к фильму стал композитор Георгий Химорода из Нижнего Новгорода, а акварельную анимацию в начале и конце фильма нарисовала мультипликатор Нина Бисярина из Екатеринбурга. Над голосом к фильму тоже долго думали. Для первого варианта готовили длинный научно-популярный комментарий, но в итоге от закадрового текста отказались. Он рушил всю естественность фильма. Поэтому оставили лишь несколько предложений, озвученных актёром Анатолием Белым.
Фотография «Ловля рыбы» Сергея Горшкова
Международная премьера фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» состоялась 2 февраля в рамках Международного фестиваля документального кино в Хельсинки. Фильм был отобран к участию в 35 фестивалях и уже получил 17 наград на отечественных и международных фестивалях в Финляндии, Словакии, Канаде, Италии, Испании, Германии, Польше. Премьерный показ в различных кинотеатрах страны стартовал 6 октября. Прокат в Брянске продлится до 17 октября.
Фотография «Тихоня» Николая Зиновьева
«Главная задача нашего фильма – показать, какие медведи удивительные животные. Да, это крупные хищники, вооруженные зубами и когтями, но мне всегда хотелось, чтобы у людей возникло желание их охранять. Сейчас в Южно-Камчатском заказнике обитает около тысячи медведей, а в целом на Камчатке – около 20 тысяч. Но даже здесь, где, казалось бы, всё благополучно, появляются новые добывающие предприятия – всё это разрушает места их обитания. Главное богатство Камчатки – её дикая природа. Фильм будет важен для сохранения вида», — подытожил Игорь Шпиленок.
Медвежонок изучает свойства льда
В планах у натуралиста продолжить изучение природы Камчатки и написать книгу о бурых медведях. Съёмки стали возможны благодаря краудфандинговой кампании, которую поддержали полторы тысячи человек со всей России и несколько десятков человек из Норвегии, Италии, Германии, Эстонии, Польши, Чехии, Исландии, Франции, США, Латвии, Литвы, Белоруссии и других стран.
Фотография Сергея Иванова
Фото: кадры из фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» и фотографии Игоря Шпиленка. Все материалы предоставлены студией LESFILM