Мемориальная доска юным партизанкам отряда Виноградова, погибшим в декабре 1941 года — Елене Яник и Симе Кричевской — появится на здании старейшей бежицкой школы №14. Решение об этом приняла городская комиссия по топонимике 16 января, сообщили Regnum Центру в пресс-службе горадминистрации.
Память двух бежицких комсомолок, работниц Бежицкого стальзавода и партизанок Орджоникидзеградского городского партизанского отряда (который известен,к ак отряд Виноградова) — Елены Яник и Симы Кричевской — будет увековечена мемориальной доской на здании старейшей в Бежицком районе школы №14. Елена Яник была ученицей именно этой школы, когда она называлась ещё ФЗС №7. Сима Кричевская приехала в Бежицу из Сибири и училась в Бежицком техникуме (ныне политехнический колледж). После окончания своих учебных заведений обе девушки поступили на работу на Бежицкий стальзавод, а после начал войны стали вместе со своими шестнадцатилетними ровесниками бойцами истребительного батальона, который в октябре стал основой партизанского отряда. Предложение об увековечении их имён поступило в оргкомитет комиссии от Бежицкого районного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и Брянского областного еврейского общинно-благотворительного центра «Хэсэд Тиква».
Девушки погибли 25 декабря 1941 года. Они отправились из расположения отряда к Круглому озеру в дом лесника Субботина стирать и кипятить бельё. К дому лесника их привезли партизаны . Сбросив узлы с бельём, они вернулись на базу . Сима и Лена не успели снять пальто, когда к дому лесника подошёл обоз с немецкими солдатами и полицаями. Все, кто были в доме — а кроме девушек там были сын лесника Николай Субботкин, рабочий лесхоза Илья Скрипкин и жена второго лесника Валентина Сергеева — бросились бежать в сарай. Не найдя людей, немцы и полицаи стали обстреливать сеновал лесника — попали в Николая Субботкина. Он громко застонал. Гитлеровцы подожгли дом, сарай, стог сена. Первым из пылающего сеновала прыгнул Илья Скрипкин. Вслед за ним побежала Лена Яник. Они бежали к озеру. Автоматная очередь догнала их на берегу озера. Симу Кричевскую и Валю Сергееву взяли живыми. Фашисты сняли с них тёплую одежду, валенки и требовали, чтобы девушки провели гитлеровцев к партизанским землянкам. В тридцатиградусный мороз разутая Сима Кричевская шла впереди обоза. Она падала, её поднимали, били, заставляли идти. В одном месте отряд карателей прошёл в 400 метрах от партизанских землянок. Сима даже и не взглянула в ту сторону. Она уводила гитлеровцев от партизанского лагеря. Обмороженная, избитая Валя Сергеева лежала в санях — среди карателей было много её земляков из Дарковичей и Чайковичей, которые знали, что Валя не партизанка, но даже родственники её мужа (он был на фронте, а его родственники служили в полицаях — это было нормально в Чайковичах) не заступились за неё. Сима Кричевская вывела карательный отряд на поля у деревни Липово. Её и Валентину Сергееву расстреляли у деревенской церкви.
Память погибших в этот день увековечена памятным знаком на берегу Круглого озера (на фото). Имя Лены Яник долгое время носила пионерская дружина средней школы №14, Лене и Симе (она еврейка, поэтому именно Сима, а не Серафима) посвящена часть экспозиции школьного музея истории комсомольской организации Бежицы. Родственники Симы Кричевской живут сегодня в Москве, в Израиле, в США.
На заседании комиссии по топонимике и установке мемориальных досок, памятных знаков в городе Брянске было также принято ещё одно решение, связанное с партизанским отрядом Виноградова — о переименовании остановки общественного транспорта «Улица Ново-Советская» в Бежицком районе в «Сквер имени А.И.Виноградова». С этим предложением выступила инициативная группа ветеранов войны и труда.