Очередной виток атаки на брянских должников по банковским кредитам т.н. «коллекторов» раскручивается с начала февраля. Они выбивают кредиты, якобы проданные им банками — но уже после того, как банки выиграли суды и по этим кредитам были заведены исполнительные производства. При визитах к должникам коллекторы представляются судебными приставами, что прямо противоречит законодательству.
Кризис «кредитной пирамиды» 2008 года до сих пор аукается тем, кто поддался в своё время на рекламу и набрал кредитов «на авто», «на дом» или просто «на неотложные нужды». Они вынуждены выплачивать не только долги по своим кредитам, но и отбиваться от т.н. «коллекторских агентств», которые утверждают, что банки именно им «продали» долги заёмщиков, а потому расплачиваться нужно именно с ними и желательно немедленно.
Коллекторское или долговое агентство — это агентство, профессионально специализирующееся на взыскивании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности; форма бизнеса, целью которой является способствование совершению платежей по задолженностям физических и юридических лиц. Большинство коллекторских агентств существуют и работают как агентства кредитора, и собирают долги за вознаграждение, формирующееся согласно количеству собранных финансовых средств в форме выплаты определённых заранее процентов от общей суммы. Однако в российской юридической практике понятия такого агентства законодательно не закреплено — проще говоря, этот бизнес незаконен.
Сами эти организации говорят, что действуют на основании Гражданского кодекса и договора с банком. Однако проверить подобные утверждения коллекторов не представляется возможным — сами банки своих клиентов о передаче долгов коллекторам не извещали. Мало того — в конце 2008-начале 2009 года практически все банки, чувствуя, что заёмщики «посыпались» (неплатежи и просроченные платежи по кредитам в силу экономических неурядиц приобрели лавинообразный характер), закрепили свои права, подав на каждого «плохого» заёмщика в суд — и выиграв все суды. После судов дела по взысканию долгов поступают в службу судебных приставов, которые и обязаны взыскивать деньги с должника в пользу банка. Однако данные именно по этим «отсуженным» кредитам и используются коллекторами.
Например, в Брянске просроченный кредит частному лицу, выданный филиалом Raiffeisen Bank, находится на исполнении у УФССП по Брянской области, но одновременно с требованиями получать деньги — со ссылкой на то, что долг был продан им банком — выступают сразу три (!) коллекторских агентства — «ЭОС», «Долговое агентство «Пристав» и «РусДолгНадзор». Таким образом получается, что один и тот же долг банк получает четырежды — через УФССП и трижды чрез коллекторов (если он им продан, то за какую-то существенную долю от номинала). Пришедшее в Россию украинское коллекторское агентство CCG (Credit Collection Group) и «работающее» в Брянске с кредитами банка «Русский Стандарт» идёт дальше и высылает по почте должникам фальшивые повестки в суд — в них указано наименование суда (Черёмушкинский суд Москвы), дата заседания, фамилия судебного секретаря, но одновременно содержится требование заплатить деньги агентству (несмотря на то, что по этому кредиту возбуждено исполнительное производство) и расчёт суммы, которую необходимо перевести по указным в этой же «повестке» реквизитам. То же CCG опробует на жителях Брянска ещё одно ноу-хау — визиты на дом к должникам поздно вечером под видом «судебных приставов» под видом «описи имущества».
[nggallery id=212]
Образец фальшивой повестки
Роспотребнадзор не раз заявлял, что не существует специального закона о коллекторских агентствах, поэтому граждане должны просто игнорировать требования выбивателей долгов, а в случае использования «коллекторами» незаконных средств по взысканию долгов, сопровождающимися различного рода угрозами и другими противоправными действиями следует обращаться в правоохранительные органы, в чью компетенцию входит пресечение подобных фактов, или в прокуратуру.
Юридическая справка
В связи с участившимися случаями обращений граждан по поводу передачи банком права требования долга с заемщика «коллекторскому агенству», Управление Роспотребнадзора по Брянской области обращает внимание заемщиков-потребителей, что в соответствии с положениями статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. При этом, не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение.
Исходя из смысла статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё, т.е одной из сторон договора является банк или кредитная организация. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 г. № 395-1, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии выдаваемой Банком России. Поскольку «коллекторское агентство» не является банком или кредитной организацией, следовательно оно не может принять на себя все права и обязанности кредитной организации по отношению к должнику, т.к по смыслу статьи 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Кроме того, в соответствии с положениями части 2 статьи 385 ГК РФ, кредитор уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Исходя из нормы статьи 857 ГК РФ и статьи 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 г. № 395-1, банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. В частности, справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организаций, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа – органа предварительного следствия по делам, находящимся в производстве. Таким образом, в перечень указанных субъектов, имеющих право на получение информации о клиенте банка, «коллекторское агенство» не входит.
Невозможно уступить право требования по обязательствам, возникшим между банком и гражданином-потребителем, «коллекторскому агенству» без нарушения приведенных положений названных законодательных актов.