Оба завершающихся строительством храма — Свято-Троицкий кафедральный собор в Брянске и церковь во имя прп. Антония и Феодосия Печерских в Свято-Успенском Свенском монастыре — будут сданы в срок, до конца июня. Об этом объявлено после инспекции объектов губернатором Николаем Дениным и епископом Брянским и Севским Александром, сообщили Regnum Центр в пресс-службе обладминистрации.
В будущем главном храме Брянской области работы не прекращаются даже в выходные и праздничные дни. Главное внимание сейчас уделяется благоустройству прилегающей территории. Строители сдержали своё обещание и сдали верхний ярус храма к началу июня. 3 июня в престольный праздник собора — день Святой Троицы — епископ Брянский и Севский возглавил в верхнем ярусе кафедрального собора Божественную Литургию, Вечерню с чтением коленопреклоненных молитв, Крестный ход вокруг собора.
Совершение чина освящения Кафедрального собора будет проводить лично патриарх Московский и всея Руси Кирилл — он обещал провести его ещё во время прошлогоднего пастырского визита в Брянскую епархию. С того времени строительство храма ведётся ускоренными темпами. Совершение чина намечено на 1 июля.
Заканчиваются работы и в храме во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских в Свято-Успенском Свенском монастыре. Сдать его строители также обещают в срок – до конца этого месяца. Реставрация, а точнее — воссоздание облика одной из разрушенных практически до основания церквей монастыря — началось в апреле 2010 года. А в 2011 году началось воссоздание — возведение заново собора Успения Пресвятой Богородицы, главного храма Свенского монастыря.
Напомним, идея строительства нового кафедрального собора была высказана весной 2005 года. Летом была выбрана, несмотря на противодействие общественности, площадка и образован региональный общественный Фонд «Брянский Кафедральный собор». Само строительство началось в феврале 2007 года. Кафедральный собор в честь Святой Троицы будет достигать после установки крестов и куполов 58 метров в высоту, а колокольня уже возвышается над Брянском на 71 метр (это 34-е место в списке самых высоких православных колоколен в мире). В храме одновременно смогут молиться более полутора тысяч прихожан. Первая служба в Брянском кафедральном соборе прошла в первом же построенном и освященном нижнем ярусе храма в праздник Собора Брянских Святых 3 октября 2009 года.
Самый большой колокол собора — 16-тонный — изготовлен в Тутаеве Ярославской области и освящён в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Три престола собора освящены в декабре прошлого года: главный престол — в честь иконы Божией Матери Свенская, второй — во имя Преподобного Благоверного князя Олега Брянского, а третий — во имя Святителя Феофилакта Никомидийского, Исповедника, в честь которого экс-епископ Брянский и Севский Феофилакт взял своё церковное имя (в миру он Николай Алексеевич Моисеев). Таким образом он увековечил своё имя в Кафедральном соборе, инициатором постройки которого был он сам. Увидеть собор достроенным ему не удалось, поскольку в конце декабря он был на должности епископа Брянского и Севского на епископа Александра.
Церковь Антония и Феодосия Печерских названа в честь монахов Киевско-Печерской лавры, привезших в 1288 году в Брянск по поручению слепнущего князя Романа Михайловича Черниговского ту самую чудотворную икону Успения Богородицы, которая исцелила князя и дала имя монастырю. Она была построена гораздо позже самого монастыря — по повелению Ивана Грозного, которое царь дал в 1567 году. Церковь Антония и Феодосия служила братии своеобразной хозяйственной постройкой. Она использовалась только для внутренних нужд, службы для богомольцев здесь не производились. В 1578 году в результате подвижек почвы, связанных с движением склона, своды церкви рухнули. Когда пыль осела, монахи в ужасе кинулись разбирать завалы – ведь в этой церкви хранилась чудотворная икона. Растащили рухнувшие каменные балки и – о чудо! — икона осталась невредима. Братья тут же объявили чудесное спасение иконы доказательством ее неопровержимой силы, но церковь пришлось отстраивать заново. Во второй раз церковь была разрушена уже в XX веке при Советской власти.