Имя на слуху — исполнительный директор хаммельнского филиала германского благотворительного общества «Паритетишер вольфартсфербанд» Норберт Раабе, который уже более 15 лет поддерживает контакты с рядом российских регионов, в том числе с Брянской областью, и помогает им в реализации гуманитарных и культурных проектов. Факт — настаивает на замене руководителя Ассоциации общественных организаций Брянской области «Содружество». Повод — Светлана Авдеева работает в приёмной президента России в Брянской области. Что называется, приехали…
Итак, уважаемый общественник из города Хаммельна Норберт Раабе прекращает долголетнее сотрудничество с Ассоциацией общественных организаций Брянской области «Содружество». Причем происходит это осенью 2011 года. Мотивирует герр Рабе свои действия «невозможностью сотрудничества с руководителем этой организации, поскольку он работает в региональной приемной Президента России». В противном случае герр Раабе намеревался прекратить работу с брянской ассоциацией. Напомним, на дворе предвыборная кампания в Госдуму, на носу такая же кампания по выборам Президента России. А нейтральный германский общественник ультимативно требует ни много, ни мало – сменить руководство российской общественной организации. Ультиматум Норберта Раабе очень удивил и раздосадовал членов «Содружества»: как, не являясь членом ассоциации и не имея на то полномочий, можно влиять на ее кадровую политику? На общем собрании члены «Содружества» постановили воздержаться от обсуждения данного вопроса и от встреч с герром Раабе отказались.
Напомним еще раз – на календаре не 1996 год, а 2011-й. Дойчмарки в магазинах, как родную валюту уже давно не принимают, экономика с содроганием вспоминает «лихое десятилетие», как давний кошмар – и тут вдруг такое «агрессивное добро». Создается впечатление, что «Паритетишер фольфартсфербанд» в лице хаммельнского руководителя на правах давнего партнера решил считать себя старшим партнером и руководить общественной жизнью региона…
Несколько слов о статусе негосударственных организаций (НГО) в Германии. Это далеко не «частные лавочки», творящие добро по наитию. В разветвленной системе социальных заведений, служб и услуг страны они играют не последнюю роль, охватывая все виды социальной помощи. Собственные средства НГО формируются в основном из денежных материальных пожертвований. А государство даже выделяет дополнительное финансирование и вменяет в обязанность чиновникам с ними сотрудничать. НГО ограниченно встроены в систему социальной работы, являясь членами Немецкого объединения государственного и частного попечения. Только интересующий нас «Паритет» («Немецкий паритетный благотворительный союз», для краткости – «Паритет») – это 15 самостоятельных земельных объединений, в которых более 8 тысяч региональных и надрегиональных организаций – членов. Не 8 тысяч человек, а 8 тысяч организаций, и хаммельнская – одна из них.
Принцип работы «Паритета» — сотрудничать только с аполитичными общественными организациями, не имеющими отношения к государственной власти. В то же время настойчивый отказ от партнерства с «Содружеством», председатель которого работает в приемной Президента, как-то не соотносится с ученым званием почетного профессора БГУ – государственного вуза, между прочим, которое Норберт Раабе получил за большой вклад в развитие российско-немецкой дружбы, так толком и не освоив русский язык. Интересен еще один момент. Герр Раабе за время работы в Брянской области регулярно и с пользой для своей организации встречается с представителями органов муниципальной власти региона. Возможно, следующим его шагом последует рекомендация о желательных кандидатурах в этих органах? Вывод — намерения «Паритета» направлены на смену партнеров на новых, безоговорочно согласных на все его условия.
Итак, НГО встроены в государственную систему. Между Россией и Германией сейчас царит полное взаимопонимание – на высшем уровне (в том числе и потому, что экс-комсомолка Ангела Меркель и экс-подполковник КГБ Владимир Путин вполне могут найти общий язык для диалога – будь то немецкий или русский). Современная Россия и ее руководство пользуются уважением в глазах немецкой общественности, хотя и наблюдаются различные точки зрения на политические процессы в России – и это нормально. Воспитанные на понятии Ordnung`а немцы не понимают традиционную российскую расхлябанность и упование на авось или на доброго царя. Но попытка откровенного политического давления накануне выборов в дружественной стране в эту картину не вписывается. Зачем господин Раабе регулярно рассылает по сети Интернет своим друзьям из Брянска антиединороссовские и антипутинские материалы? Вопрос праздный. Возможно руководство немецкого «Паритета» заинтересовано в работе с оппозиционно настроенными партнерами из Брянска. Очень напоминает предвыборную агитацию, вернее – дискредитацию. Зачем руководитель авторитетной благотворительной организации, рискуя своей репутацией и добрым именем «Паритета», навязывает жителям региона свою точку зрения и призывает задуматься на тему допущенных в ходе выборов нарушений, обсуждает руководство России и пророчит ей не самое светлое будущее при избранной власти?
Сомнительными после этого выглядят благие намерения немецкого благотворителя и заявленные «Паритетом» гуманитарные цели деятельности. Печально констатировать, но подобные действия герра Раабе могут перечеркнуть результаты долголетнего сотрудничества немецких благотворителей с Брянском. Действует ли Раабе по своей собственной инициативе или выражает позицию «Паритета» Нижней Саксонии, неполитической общественной организации социальной направленности. Хотелось бы спросить руководство «Паритета», разделяют ли они эту позицию?
В завершение стоит добавить: Норберт Раабе амбициозен и с малой долей вероятности приходится говорить о прекращении им работы на брянщине. Вероятно сейчас он занят поиском новых партнеров, безоговорочно согласных на все его условия.