52-летний предприниматель Вадим Кибальчич, попытавшийся совершить самосожжение на площади Ленина в Брянске, скончался 9 июля в городской больнице №1. Несмотря на предпринятые усилия, медики так и не смогли спасти его жизнь. На свой поступок он решился, предположительно, из-за конфликта с партнёрами по бизнесу, но сам он называл причиной своего самосожжения «бездействие полиции», сообщает корреспондент Regnum Центр. очевидцы утверждают, что во время самого инцидента полиция действовала не на высоте.
Трагедия в центре Брянска произошла в среду, 4 июля. По данным полиции, около 13.05 Вадим Кибальчич облил себя горючей жидкостью и поджег на площади Ленина, рядом с которой расположены здания городской и областной администраций. Полицейские и прохожие потушили пламя. Мужчина был доставлен в больницу с обширными ожогами. До последнего момента полиция сообщала, что «его жизнь вне опасности», однако как рассказал СМИ главврач городской больницы №1 Константин Воронцов, ожоги оказались слишком серьезными. Медики делали все возможное, чтобы помочь пострадавшему, но 9 июля он скончался.
По данным УМВД, пострадавшим оказался индивидуальный предприниматель Вадим Кибальчич, который с июля 2010 года занимался изготовлением изделий из лозы. Познакомившись тогда же с местным индивидуальным предпринимателем Гришиным, он вел с ним совместную деятельность на протяжении четырех месяцев. «Установлено, что одной из причин поступка стал конфликт с партнерами по бизнесу», — говорится в сообщении УМВД. По горячим следам трагедии, пресс-служба УМВД сообщила: «Личность пострадавшего уже установлена полицейскими. По предварительным данным, это мужчина 1960 г.р., ранее судимый за уголовные преступления. В 1993 году он был осужден за вымогательство на территории Ярославской области и приговорен к четырем годам лишения свободы, в 1999 году — Советским районным судом Брянска осужден за разбой на срок 6 лет. Освободился из мест лишения свободы в 2005 году». Однако в дальнейшем информации о судимостях в официальных сообщениях не фигурировала.
В релизе пресс-службы УМВД отмечается, что весной 2011 года Кибальчич обратился в правоохранительные органы с заявлением о неправомерных действиях Гришина, который, по его словам, не оплатил поставленную продукцию из лозы на сумму более 120 тысяч рублей. Проведенная проверка показала, что конфликт между предпринимателями, связанный с производством и поставкой в Москву подарочных корзин, возник в декабре 2010 года. По данным полиции, Кибальчич не изготовил изделия в полном объеме, а Гришин не произвел в полном размере оплату.
По данным УМВД, с марта 2011 года полиция и прокуратура получили от Кибальчича ряд жалоб. Правоохранительные органы отказали ему в возбуждении уголовного дела, так как невыполнение договорных обязательств является гражданско-правовым спором, заявителю предложили обратиться с исковым заявлением в суд. В конце июня на совещании в районной прокуратуре был дополнительно изучен материал проверки по заявлению Кибальчича. «Признаков уголовно наказуемого деяния в действиях ИП Гришина не установлено, налицо гражданско-правовой спор, для решения которого законом установлен соответствующий порядок — обращение с иском в суд», — отметило УМВД.
После инцидента полицейские опросили свидетелей и выяснили, что в среду около 12.40 Кибальчич позвонил на мобильный телефон председателю областного комитета профсоюза работников среднего и малого бизнеса Николаю Шилину и сообщил, что в 13.10 планирует сжечь себя на площади Ленина. После этого Шилин позвонил своему знакомому, редактору газеты «Брянское обозрение» Сергею Курденко и сообщил о месте и времени планируемого самосожжения.
«По словам Шилина, он вместе с Курденко прибыл на площадь Ленина, чтобы предотвратить предстоящую акцию. Однако в полицию о готовящемся самосожжении они почему-то не сообщили. Из иных источников сообщений о готовящемся акте самосожжения в полицию также не поступало», — говорится в сообщении полиции.
Сергей Курденко отправился на площадь и оказался первым человеком, который попытался предотвратить самосожжение. «Я остался один и просмотрел, когда он подошел, — увидел только бегущий на меня факел и первым начал его тушить. Сам обжегся, тушил его голыми руками — голову, волосы; часть одежды снял. Потом подошел водитель с огнетушителем и сержант милиции. Мы втроем срывали с него горящую одежду», — рассказал Курденко РИА «Новости». По его словам, никто из полиции не стал опрашивать его как свидетеля. Он сам проявил инициативу и подошел к сотруднику правоохранительных органов, представился очевидцем.
Николай Шилин в свою очередь рассказал, что рядом с площадью, где произошло ЧП, нет стационарных постов полиции, а прокуратура расположена в 100 метрах от площади. Он сообщил полицейскому, который дежурит у областной прокуратуры, о готовящемся ЧП.
«Сотрудник полиции отказался принимать меры, сообщил, что это не его дело. Потом я разговаривал с помощником прокурора, которая направила меня в полицию. Я сказал, что времени нет, человек решил сжечь себя и предупредил нас об этом за три минуты. Тем более, он отправил письма в прокуратуру о своих планах. Там мер не приняли. В прокуратуре я об этом рассказал», — сказал Шилин. По его словам, мужчина ранее объявлял голодовку из-за того, что полиция не реагировала на его заявления.