Поговорим о библиотеке Шнеерсона. Поговорим о скрупулёзном её начале и судебном ужасе вокруг неё без конца. Тем более, что 17 ноября место, где она намерена пребывать — Российский Еврейский музей и Центр толерантности в Москве — отмечает свой первый день рождения.
Думал ли шестой любавичский ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон, что своей коллекцией книг и рукописей сможет слегка поссорить две супердержавы — Россию и США? А ведь у него это таки получилось. Ну, пусть не совсем у него, а у его паствы, хасидов из «Хабад Любавич», но это такие мелочи и не будем о них громко. Тяжба идёт двадцать лет и не просто за доброе имя Народа Книги, но и за небольшой гешефт. В январе этого года Федеральный окружной суд США в Вашингтоне обязал правительство России выплачивать «Хабад Любавич» в США штраф в 50 тысяч долларов ежедневно, пока коллекция не будет передана истцам. И после этого белый негр Майкл Джексон будет считаться во всех топах самым богатым покойником?
Само собой Россия не признает правомочности суда и обоснованности его решения о передаче коллекции в США. Да и Владимир Путин летом нынешнего года, когда посетил в Москве Еврейский музей и центр толерантности, сказал однозначно: «Я считаю, что проблема библиотеки Шнеерсона закрыта». Именно в этот музей, которому 17 ноября исполнился год, и началась передача коллекции. «Книги оформляются и сканируются в РГБ, после чего передаются к нам на каталогизацию. К июню 2014 года должна быть закончена передача книг, затем настанет черед рукописей. Это отдельный сюжет — вначале они должны быть выявлены, затем каталогизированы специалистами РГБ и переданы нашим специалистам, которые начнут их исследовать на предмет маргиналий, почерков и т.д.», — говорит председатель правления музея Борух Горин. Он же оценил и предмет гешефта: «По моим прикидкам, на данный момент вся эта библиотека не стоит и миллиона долларов США, но ее ценность сильно завышена политизацией вопроса…»
И что же, «Хабад Любавич» закрыл свой гешефт? Таки вы их плохо знаете. Буквально только что в разбирательстве возник новый поворот. Хабадники вместо виртуальных денег решились на бартер. Причём, что смешно — по словам представителя истцов Нейтана Льюина, решить вопрос о библиотеке Шнеерсона «путем обмена» предложил России сам Госдепартамент США. Где начинается Госдеп и где кончается «Хабад»?
Официально американская сторона еще не высказалась об «условиях бартера». Но какими бы они ни были, российская сторона их не примет. «Библиотека Шнеерсона является российской собственностью. Требования отдать библиотеку Шнеерсона кому-то в США сродни тому, как если мы бы сейчас попросили библиотеку французского парламента, потому что мы все вообще очень любим Францию. То есть правовые основания примерно такие же», — это уже министр культуры Владимир Мединский. А вот у его ведомства судиться с хасидами оснований будет побольше. Министерство культуры России летом нынешнего года выступило с встречным иском к нью-йоркской общине любавичских хасидов и именно в качестве правообладателя библиотеки Шнеерсона. Москва требует вернуть взятые еще в 90-е годы по межбиблиотечному абонементу семь книг из коллекции. Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев комментирует: «По всем канонам коллекция должна существовать как единое целое и там, где эти книги обрели собственника. Собственник этих книг — Российская Федерация. Министерство культуры от имени Российской Федерации этой собственностью управляет, поэтому и появляется у нас обязанность требовать возвращения этих книг».
Упёртость хабадников вызывает некоторые волнения среди даже ортодоксального еврейства — их критикуют за мессианизм и отход от традиционного еврейского мировоззрения. Тот же Борух Горин радостно рассказывает о еврейском музее и с лёгкой дрожью — о коллекции Шнеерсона: «Формально книги остаются собственностью РГБ, и мы не заинтересованы, чтобы они перешли на баланс музея, поскольку не хотим становиться на позицию одной из сторон в длящемся много лет споре».
Шестой любавичский ребе вывез свою библиотеку из России в Ригу, затем в Польшу, потом библиотека была вывезена в Германию, чтобы после разгрома Третьего рейха быть вывезенной в Москву. И в то время, как любавичским хасидам остаётся цитировать бессмертное «Ошибаются все, даже Б-г», остальные крепко задумываются — а в чём тут ошибка с коллекцией Шнеерсона? И если учесть, что в России в 1918 году вместе с книжным складом Персица и Полякова в Москве была национализирована большая часть коллекции, то разве со стороны бога не было ошибкой скорее то, что часть библиотеки оказалась таки вопреки промыслу божьему невесть где? И чем было бы плохо, если бы если бы семь книг отправились от нерадивых читателей из Нью-Йорка обратно в Москву?
Справка
На данный момент собрание библиотеки Шнеерсона составляет порядка 12 тысяч древнееврейских книг и около 50 тысяч редких документов, среди которых более трёхсот манускриптов. Это собрание содержит рукописи и книги о хасидизме, в том числе священные, с точки зрения этого религиозного течения, философские трактаты и работы.