Унылое стояние «протестующих» на Майдане Незалежности в центре Киева, подстёгнутое окриком из конгресса США разразилось погромами и настоящими уличными боями с милицией, организованными прячущимися за спинами «майданящих» боевиками. США, естественно, возложили всю ответственность за эскалацию беспорядков в Киеве на действующую власть Украины — как будто и не было никаких боевиков из «Правого сектора», сообщает корреспондент REGTime.
Майдан в Киеве на новогодних праздниках превратился из «мирного волеизъявления» народа в странный нарыв в центре столицы Украины. Его, конечно, пропагандисты из партий «Батькивщина», «Удар» и «Свобода» и сочувствующие СМИ выдают за восставший против диктатуры народ, но что-то мешает поверить в это. То ли тот факт, что «народное восстание» ограничивается центром Киева. То ли то, что на Майдан, как на вахту, автобусами регулярно подвозят гастарбайтеров из Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей. То ли подозрительно частые апелляции лидеров Майдана к «мировому сообществу» и США конкретно.
Сразу после новогодних каникул REGTime уже публиковал материал о попытке американской «реанимации Майдана». Дословно фраза из этого материала: «У американцев было и есть два варианта. Или смириться с поражением и оставить попытки получить контроль над Украиной. Или вернуться к старым, проверенным методам террора — что-нибудь взорвать, кого-нибудь убить».
19 января «майданный нарыв» после очередного «народного вече» прорвался. Если коротко — то на улице Грушевского в центре Киева произошли масштабные столкновения между протестующими и правоохранителями. После традиционного воскресного вече оппозиции радикально настроенные митингующие отправились к Верховной раде, но натолкнулись на кордон силовиков в районе стадиона имени Лобановского. По данным МВД Украины, протестующие сожгли 4 автобуса внутренних войск, 2 грузовика, 40 правоохранителей — в больнице, а всего ранены более 70. По информации департамента здравоохранения КГГА, по состоянию на утро 20 января к врачам бригад экстренной медицинской помощи обратилось 103 участника акции протеста.
Это коротко. Оперативная сводка, так сказать. Теперь всматриваемся внимательно. Поводом для восьмого «народного вече» (они, правда, еженедельно созываются без повода, но тут событие, к которому его можно привязать, нашлось) стали решительные действия власти — 16 января, вменяемые депутаты Верховной Рады сумели прорвать блокаду трибуны, организованную оппозицией, и, наконец-то, принять бюджет на 2014 год, а заодно — несколько законов, которыми в самой большой стране Европы можно навести хотя бы элементарный порядок. Оппозиция узрела в этом прямую и явную угрозу для себя — и для получения денег от доброго Конгресса (всего оппозицией уже получено около $5 млрд.), и для фабрикации статистических отчётов по количеству митингующих (количество «майданящих» накручивается до 2-3 миллионов человек при реальном количестве в 8-10 тысяч). А потому быстро начала действовать: на восьмом «вече» на слух проголосовали путем поднятия рук «план действий», изобилующий патетическими оборотами (на языке оригинала): «…Фракції Партії регіонів, Комуністичної партії України та деякі позафракційні депутати сфальшували прийняття низки антиконституційних законодавчих актів. Це відбувалося в порушення Конституції України, всіх норм регламенту Верховної Ради та процедур у відверто злочинний і незаконний спосіб, без будь-якого обговорення та реального підрахунку голосів. В Україні відбувся державний переворот, спрямований на повалення конституційного ладу в державі, знищення основ народовладдя та парламентаризму. Згадані так звані закони суттєво звужують права громадян України на свободу слова і мирні зібрання, та фактично, ліквідовують демократію в Україні…» И так далее.
Единственное отличие восьмого вече от семи предыдущих — многие митингующие были негативно настроены к лидерам оппозиции: Арсению Яценюку, Виталию Кличко и Олегу Тягнибоку. Во время их выступлений толпа сканировала: «План действий!» и «Лидера!» — оппозиционные политики никак не могут определиться с единым кандидатом в президенты на выборах 2015 года.
Бессодержательные выступления Кличко и Тягнибока были освистаны, Яценюк был чуть конкретнее — предложил создавать параллельные институты власти и назвал единого лидера. По его мнению, этим лидером является украинский народ. Заявление оппозиционера толпа встретила недовольными криками. Многие митингующие начали поспешно покидать Майдан, не скрывая при этом своего разочарования. Но менее чем через два часа в Киеве начались уличные бои.
По признанию самих майданящих, на Майдане и вокруг него есть «сотни с баррикад и ветераны, которые регулярно жёстко тренируются» (проще говоря, те самые боевики, которые провоцировали ВВ и «Беркут» во время легендарного стояния на пути к администрации президента Украины). Их руководители «что–то знают» (с), но непосвященным не говорят. И вот тут-то они и вышли на «оперативный простор».
Спичкой, поджёгшей ситуацию, стало выступление одного из активистов движения «Автомайдан» Сергей Кобы, который призвал всех блокировать Верховную раду Украины. В начале третьего активисты «автомайдана» попытались проехать с Европейской площади в сторону Верховной рады, но были остановлены сотрудниками ГАИ. На помощь автолюбителям подоспели несколько сотен протестующих, на подмогу гаишникам подъехали сотрудники МВД. Протестующие оттеснили правоохранителей к кордону внутренних войск в начале улицы Грушевского. К трем часам дня сюда подтянулось уже около 500 митингующих, требующих пропустить их к Верховной раде. Дорогу им преграждали несколько сотен милиционеров и солдат внутренних войск, стоящих за автобусами и грузовиками, которые перекрывали улицу. По словам очевидцев, никто из митингующих не отваживался на решительные действия, но ситуация изменилась, когда на «сцене» появилось около сотни бойцов так называемого «Правого сектора» — объединения праворадикальных группировок «Патриот Украины», «Тризуб», УНА-УНСО, «Белый молот» и других. «Колонна экипированных ребят подошла со стороны, противоположной Майдану, и почти сразу же начала бить стекла и раскачивать автобусы и вступать в стычки с вэвэшниками», — рассказывает журналист Федор Орищук, которого цитирует Газета.Ru.
К ним присоединились и охранники Майдана. К 17.00 на улице Грушевского уже было более 5 тыс. человек, и почти все они если не делом, то словом поддерживали активистов. В отличие от ситуации на улице Банковой 1 декабря, основная масса людей не ушла, когда бойцы спецподразделения «Беркут» стали с частотой несколько раз в минуту забрасывать толпу светошумовыми и газовыми гранатами. Бойцы «Беркута» как минимум дважды пытались пойти в атаку, но оба раза их попытки были отбиты. Когда первый раз несколько десятков спецназовцев выбежали из-за автобусов, толпа на мгновение замерла, казалось, что люди дрогнут и бросятся врассыпную. Но потом толпа кинулась на беркутовцев и даже сумела захватить нескольких спецназовцев для «народного суда» на Майдане , но их отбили. Когда бойцы «Беркута» выбежали во второй раз, в них полетели «коктейли Молотова».
За почти два месяца активных тренировок боевики неплохо подготовились к войне с «Беркутом». Кроме уже привычных дубинок, бит и арматуры в руках у протестующих можно было увидеть саперные лопатки, топоры, самодельные булавы и даже грабли. Было замечено и такое новаторское оружие, как загнутая совковая лопата. По словам владельца, ею очень удобно вырывать щиты. Но самым эффективным оружием в уличной войне оказались «коктейли Молотова» — с их помощью протестующим удалось удерживать спецназ на расстоянии 30–40 м. Центр Киева стал настоящей зоной боевых действий.
При этом лидеры оппозиции отчаянно открещивались от «своих» боевиков. Оппозиция не имеет отношения к происходящим в городе стычкам, истерически заявлял на Майдане лидер парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. «Никакая власть в стране не стоит того, чтобы мы потеряли хоть одну человеческую жизнь. И потому я осуждаю насилие, которое произошло только что. Это был не наш план, наш план мы утвердили тут», — добавил он. Но его уже никто не слушал.
По мнению народного депутата Украины Владимира Продивуса, которого цитирует ИА REGNUM, события 19 января на улице Грушевского в очередной раз показали несостоятельность оппозиции. «Утратив контроль над приверженцами майдана, лидеры меньшинства в очередной раз показали свою несостоятельность в принятии консолидированных решений. И это может привести к дестабилизации ситуации в обществе и жертвам среди мирного населения. И теперь, когда провокации переросли в силовые наступления со стороны граждан с применением варварских методов, — власть, как и силовые органы, не может бездействовать. Мы видели, как якобы мирные демонстранты начали атаковать представителей милиции, работа которых согласно действующему законодательству была сосредоточена на охране административных зданий. Мы видели и другую сторону медали, в которой пострадал один из лидеров меньшинства…», — заявил политик. Он имел в виду инцидент с Виталием Кличко, которого «решительные» «майдановцы» просто окатили из порошкового огнетушителя, чтобы гей-икона не мешалась под ногами и не пыталась призывать к каким-то там «мирным методам».
И при этом США, естественно, возложили всю ответственность за эскалацию беспорядков в Киеве на действующую власть Украины, потребовали вывести спецназ из Киева, отменить «уголовное наказание за мирные акции протеста» и начать переговоры с оппозицией. Об этом заявила официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Кэйтлин Хейден. По ее словам, США также рассматривают возможность введения санкций в отношении Украины «в ответ на использование насилия». То есть, по логике американских спонсоров, это милиция с коктейлями Молотова отправилась штурмовать здание Верховной Рады. Единственное вразумительное объяснение этому демаршу — «домашняя заготовка», согласованная с киевскими «оппозиционерами». Они провоцируют правоохранителей — американцы обвиняют во всём Януковича. Получилось опять плохо — так же, как и во время штурма президентской резиденции на Банковой. Даже отъявленным либералам ясно, что ветер дует совсем с другой стороны. так, во время столкновений на улице Грушевского милиция задержала 41-летнего мужчину, который после выяснения личности оказался убийцей по кличке «Череп», отсидевшим 13 лет в тюрьме. По предварительной информации, он причастен к деятельности организации «Патриот Украины».
«С чем столкнулась Украина на сегодняшний день? С открытым саботажем оппозицией всех решений Верховной рады, Кабинета министров Украины и других органов государственного управления. С отсутствием какой-либо инициативы со стороны оппозиции для сотрудничества с большинством по разработке проектов законов, постановлений, в том числе правительства, по подготовке государственных программ развития отраслей промышленности. Мы столкнулись с агрессивной позицией к любым решениям большинства, даже к тем, которые направлены на повышение социального благосостояния украинского народа. На сегодняшний день мы имеем разбитые витрины, сожженные авто, разрушенные памятники, изуродованные стены и заборы, захваченные административные здания… Все это то, что хочет узаконить оппозиция?», — задался вопросом уже упомянутый соратник Януковича Владимир Продивус.
Столкновения правоохранителей с боевиками в центре Киева продолжаются. По поводу Майдана и особенностей украинской политики хорошо высказался украинский художник и литературный деятель Лесь Подеревянский. Он ещё до Нового года предложил узаконить Майдан, чтобы собравшиеся по любому вопросу украинцы могли решать будущее страны по принципу «кто кого переорёт». Ему же принадлежит точное, хлёсткое и ёмкое определение т.н. «национальной идеи» Украины: «Якщо подивитися на всю нашу історію, то кожному дебілу буде зрозуміло, що це і є шлях України. Бо Україна ніколи не мала державності – і всі плачуть. Та вона не мала державності, бо та їй ніколи не була потрібна! Це і є її шлях – це ж ясно. Очевидно, що за 20 років можна було побудувати що завгодно. Але очевидно, що коли за цей час українці не змогли побудувати державу (бо це – не держава, це лайно), значить, вона їм, може, і не треба» (укр. ла́йно «дерьмо, кал, навоз»).
Уличные бои так и не выявили победителя. Среди протестующих оказалось слишком мало радикально настроенных, чтобы прорвать оцепление «Беркута» и захватить здание в правительственном квартале. А силовики, понимают, что не смогут разогнать сейчас Майдан без человеческих жертв — власти это и не нужно. Единственное, что пока могут записать в свой актив оппозиционеры, это согласие Виктора Януковича сесть за стол переговоров. Но за это было заплачено дорогой ценой — более сотни протестующих получили ранения. Президент Украины поручил секретарю Совета национальной безопасности и обороны Андрею Клюеву создать рабочую группу с участием представителей правительства и администрации президента Украины для рассмотрения вопросов по урегулированию политического кризиса. Янукович поручил провести встречу участников рабочей группы с представителями оппозиции 20 января.
Очевидно, в рамках подготовки к этой встрече, коменданты «евромайдана» раздаются «отрядам самообороны» самое настоящее холодное оружие, следует из заявления украинского МВД. «По их инициативе агрессивно настроенным людям раздают двухметровые деревянные палки с металлическими наконечниками», — отметили в МВД, добавив, что эти палки есть не что иное, как опасное холодное оружие, которое сторонники евроинтеграции собираются применять для травмирования правоохранителей. В МВД напомнили, что Уголовный кодекс Украины квалифицирует такие действия как создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований (статья 260) и организацию массовых беспорядков (статья 294). Такая вот евроинтеграция и «мирные акции протеста».