Молдавия-2014: евроинтеграция — «ширма», на деле — «ползучая сдача» Румынии

Наступивший 2014 год может впервые после распада СССР ознаменоваться не появлением нового государства, а исчезновением существующего — Румыния всерьёз намерена поглотить Молдавию, а значит Тирасполь — город, связанный с Брянском пусть и неофициальными, но партнёрскими отношениями — вновь окажется на линии фронта, сообщает корреспондент REGTime.

Столица непризнанной Приднестровской Молдавской республики — Тирасполь — официально с Брянском партнёрскими отношениями не связан. Однако этот город нам не «чужой». История молодежного сотрудничества Брянска и Тирасполя насчитывает почти десять лет. Участие команд в фестивале «Шумный балаган», совместные слеты, встречи делегаций во время Дня города Тирасполя и Дня города Брянска. А на официальных мероприятиях по поводу 20-летия образования ПМР, российскую сторону представляли общественники и руководители молодежных структур из Москвы (что естественно) и Брянска.

Именно поэтому события вокруг самой бедной из постсоветских республик — Молдавии — происходящие в последние пару месяцев, как минимум, вызывают интерес. Итак, на знаменитом уже вильнюсском саммите ЕС 29 ноября Молдавия парафировала соглашение об ассоциированном членстве и договор о свободной торговле с ЕС. В декабре румынский язык получил в Молдавии статус государственного. А в ночь на Новый год в обращении к своим гражданам президент Румынии Траян Бэсеску призвал уже в 2014 году честно и открыто признать Молдавию румынской землей. «Наступивший 2014 год должен стать годом, в котором мы честно и открыто заявим, что Молдавия — это румынская земля, — заявил Бэсэску. — Эта страна не родилась одновременно с пактом Риббентропа-Молотова, у нее есть история, культура, язык, связанные с Румынией и румынским народом». Бэсеску призвал политиков обеих стран проникнуться идеей присоединения Молдавии к Румынии.

Судя по тому, с какой скоростью завертелись процессы, молдаване (как про них шутят, «веками пьющие вместо воды вино») и сами не заметят, как лишатся собственного государства. Бывшая советская республика уже сейчас является квазигосударством, хотя и обладает всеми атрибутами государства, в том числе и международным признанием. Парадокс в том, что непризнанная ПМР является более сильной государственной структурой, чем Молдавия, хотя формально — по международному праву — является частью именно Молдавии.

После вильнюсского саммита произошло не только ускорение поглощения Молдавии Румынией. Молдавия фактически потеряла свой нейтральный статус. В декабре в ходе встреч чиновников из США и Румынии с руководством Молдавии была достигнута договоренность о перспективе отказа РМ от нейтрального статуса и последующего вхождения в НАТО. Отмечается, что ответным шагом Молдавии станет предоставление для нужд НАТО военных баз, включая аэродромы в районе населенных пунктов Кагул (юг) и Маркулешты (север). В заявлении КГБ ПМР, который и распространил эту оперативную информацию, подчеркивается, что в то же время правительство Молдавии получило от властей США гарантии оказания необходимой финансовой и технической помощи в процессе евроинтеграции. Молдавская сторона также заручилось поддержкой в своем желании «поднять роль Соединенных Штатов и ЕС в переговорном процессе в формате «5+2» до статуса полноценных посредников в молдавско-приднестровском урегулировании».

А вот тут уже напрямую затрагиваются интересы России, которая показала в 2013 году, что может их жёстко отстаивать. Основой мира и безопасности на Днестре — после кровавых событий 1992 года — вот уже на протяжении 21 года является трехсторонняя миротворческая операция, проводимая под эгидой России, однако действия Молдавии направлены на разрушение существующей операции по поддержанию мира. Конфликт между «двумя берегами Днестра», начавшийся ещё в советское время, после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того, как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития. В Приднестровье считают, что вступление в Североатлантический союз может привести к попытке ликвидации государственности Приднестровья силовым путем, и предупреждает, что молдавская сторона будет ответственна за вероятные последствия попытки снова сделать Тирасполь прифронтовым городом.

И попытка вступления в НАТО — это ещё один шаг наравне с «румынизацией» к ликвидации Молдавии, как государственного образования. Президент Приднестровья Евгений Шевчук внес 4 декабря на рассмотрение Верховного совета ПМР проект конституционного закона, предполагающего применение на территории Приднестровья федерального законодательства Российской Федерации. И здесь он в своём праве — на референдуме 17 сентября 2006 года приднестровский народ выразил свою суверенную волю, высказавшись за независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение к России. За этот вектор проголосовало более 97% из числа избирателей, принявших участие в голосовании. А последний социологический опрос по прошествии 6 лет после референдума показал, что 82,6% населения Приднестровья твердо подтверждают выраженную волю народа на референдуме, 72,8% из опрошенных стоят на позиции развития государственности вместе с Россией, как фундамента для национальной идеи Приднестровья.

Таким образом, есть все предпосылки к тому, что 2015 год граждане экс-Молдавской ССР (и Молдавии, и ПМР) встретят уже, как граждане совсем других государств — Румынии и России. А это автоматически приведёт к тому, что домой будут отправлены (в силу миграционных правил) почти 700 тыс. молдавских гастарбайтеров. которые трудятся в РФ — именно их денежные переводы составляют от 23% до 30% ВВП Молдавии и являются основным «двигателем» потребления и роста молдавской экономики. И большой вопрос, чем этот провал будет восполнен — и обрадуются ли этому спонсоры «румыно-молдавского проекта».