Необычное «антикризисное интервью-монолог» дал владелец личного подсобного хозяйства из Рогнединского района Владимир Латышев, клиент Брянского филиала Россельхозбанка. Откровения «человека от земли» публикуются с помощью отдела по связям с общественностью и СМИ филиала.
— Россия включила свои санкции, и мы перестали покупать продукты за границей. У нас земля может давать куда большие урожаи.
С четырех гектаров площади в 2014 году я собрал 162 тонны картофеля. Урожайность — свыше 400 центнеров с гектара. Прежде всего, я на деньги, взятые в «Россельхозбанке», акупил минеральные удобрения, высокопродуктивные семена картофеля, средства защиты растений. Все посчитал. И дважды пересчитывал. Учёл даже оптимальную влагоемкость почвы. Воспользовался разработками Брянского института картофелеводства: приобрел меристему – безвирусный материал в виде крошечных клубней выращенных в стерильных условиях и обеспечивающий здоровое развитие и высокую урожайность культуры. Поднял свои старые записи и проверил по годам свою статистику: за двенадцать лет я использовал 86 сортов «второго хлеба». За базовый взял сорт «Удача», а из раннеспелых — сорт «Жуковский». Для эксперимента отвел участок для сорта «Незабудка». И, когда мы выкопали и подсчитали – сорт «Незабудка» дал нам 523 центнера с гектара! Причем, картошка не тронута фитофторой, отменных вкусовых качеств и хранится отлично.
— В следующем 2015 году я намерен расширить площади картофеля до 10 гектаров. Для улучшения севооборота посеял бобово-овсяные смеси. Кроме того, я приобрел на кредит, который взял в Брянском филиале «Россельхозбанка» в начале 2014 года, новый бортовой автомобиль УАЗ, однорядный картофелеуборочный комбайн, сортировальную машину и несколько единиц прицепного оборудования. Все это я говорю к тому, что «Россельхозбанк» здорово помог мне механизировать производство картофеля. Много ручного труда остаётся еще при уборке. Но тут, как говорится, не все сразу…
— Параллельно с этим мы с женой держим коров, телят, свиней. По специальности я – зоотехник, знаю, как ухаживать за животными. В моем хозяйстве привес свиней — не менее 600 граммов в сутки, телят — не менее килограмма, а моя буренка дает свыше 6000 кг молока в год. Причем, очень высокой жирности. Траву сам сеял, плюс зерновые, плюс корнеплоды. Одно поле мне дало 35 центнеров овса с гектара — вот откуда привесы и надои.
Надеюсь, при помощи «Россельхозбанка» создам свою животноводческую ферму. Но для этого необходимо, прежде всего, обзавестись собственным выгоном для скота. Гонять корову по выбитому пастбищу — это не дело. Луга надо окультуривать. Чтобы корова не искала пучок травы. Перегон более 500 метров — это потеря надоев. Да и не всякую траву еще можно посеять. Следует выбирать такие травы, которые лучше растут, когда их топчут. В общем, секретов в животноводстве немало. Тут и с генетикой надо дружить, ориентироваться на высокопродуктивный скот. И племенной работой надо заниматься. К сожалению, простому селянину это не по карману. Сейчас руководство области проводит такую политику, чтобы владельцам личных подсобных хозяйств в некоторых вопросах помогали крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. Надеюсь, программа сотрудничества с агрохолдингом «Мираторг», где тоже вложены немалые деньги «Россельхозбанка», окажется жизнедеятельной и станет нашей опорой.
— В России, говорят, миллионы квадратных километров земли не используется. За точность этих цифр не ручаюсь, но то, что многие земли у нас в стране гуляют – это правда. Надо смелее осваивать целину, неудобицы, и чтобы люди, как можно меньше ходили по кабинетам, оформляя нужные документы. А умельцев у нас предостаточно. Причем, настоящих хозяев земли. А знаете, кто такой настоящий хозяин земли? Это тот человек, который, взявшись за плуг, назад не оборачивается…