Двукратный чемпион России по альпинизму, тренер высшей категории, уроженец Брянска Михаил Ишутин погиб при спуске с пика Победы в Киргизии 8 августа. Его родственники хотят снарядить экспедицию, которая сможет снять тело альпиниста и доставить на родину. Однако с высоты более 7 тыс. метров погибших ещё никогда не спускали — на горах погибшие служат мрачными «маркерами».
58-летний Михаил Ишутин — уроженец Брянска, председатель Архангельской областной федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания, двукратный чемпион России по альпинизму, тренер высшей категории и судья всероссийской категории, обладатель титула «Снежный барс» как покоритель высочайших гор бывшего Союза — погиб 8 августа в самом начале спуска с пика Победы (7439 метров). Причиной его смерти врачи считают сердечный приступ или тромб. Точную причину определить невозможно — тело спортсмена осталось в горах.
Его родственники хотят снарядить экспедицию, которая сможет снять тело альпиниста и доставить на родину, сообщает ГТРК «Брянск». «Для экспедиции необходимо два-три миллиона», — рассказал журналистам брат Михаила Ишутина Николай. Деньги пойдут на закупку оборудования, саней, верёвок, билеты. Родственники надеются, что к следующему лету им удастся собрать сумму и снарядить уникальную экспедицию, а альпинист будет похоронен по православным традициям.
Однако, с высоты больше семи тысяч метров тела погибших ещё никогда не спускали. Особенно «славен» этим Эверест — самая высокая гора планеты. С 1953 года при попытке восхождения на вершину погибли свыше 250 человек. С течением времени торчащие из-под снега трупы стали использоваться альпинистами в качестве маркеров маршрута. Только на северном маршруте в качестве маркеров на карте обозначены восемь трупов. Из них два русских. Около десяти трупов выступают в качестве опорных точек на южном маршруте.
«Зелёные сапоги». Такое прозвище получил труп индийского альпиниста Цеванга Палджор, погибшего в 1996 году. Мужчина отстал от своей группы и вскоре замёрз. Сегодня все альпинисты частенько устраивают лагерь рядом с его телом.
Буквально неподалеку от «Зелёных сапог» можно увидеть тело альпиниста Дэвида Шарпа. В 2005 году он остановился на отдых близ вершины, но вскоре почувствовал, что замерзает. В это время около него прошла группа из 30 альпинистов. Люди услышали какой-то слабый стон и поняли, что лежащий на снегу человек еще жив. Однако помогать умирающему они не стали. Сегодня труп Шарпа так же служит точкой ориентации.
В 1996 году группа альпинистов из университета японского города Фукуока, во время восхождения на Эверест обнаружила трех умирающих индусов. Те попали в шторм и просили о помощи. Однако японцы отказались им помогать. А когда они спускались, индийцы уже были мертвы.
«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров, – прокомментировал ситуацию известный альпинист Мико Имаи. – В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера. На экстремальных высотах ты полностью занят самим собой. Вполне естественно, что не можешь помочь другому, так как у тебя нет лишних сил…».
Отсутствие кислорода и разреженный воздух — причины того, что никто не эвакуирует тела. Вертолеты не могут подняться на такую высоту, а спускать тела весом от 50 до 100 килограммов никто не хочет — и подчас просто не может. Очень узкие тропы для восхождения, дикий износ организма — пронести человека, не сорвавшись, просто нереально. Наверху попытка помощи почти всегда равняется смерти.
В условиях низких температур эти мрачные «маркеры расстояний» сохраняются очень долго.