Андрей Моисеенко: «Мираторговская закалка» – вещь крайне полезная»

«Мясной проект» «Мираторга» активно выходит за пределы Брянской области и перешел в стадию «удвоения». Открылись площадки в Калуге, Орле и Смоленске. Где еще в ближайшем будущем ждать появления ферм «Мираторга»? И как происходит освоение новых территорий? Ответы от первоисточника — заместителя генерального директора «Брянской мясной копании» Андрея Моисеенко.

— Андрей Николаевич, расскажите, пожалуйста, в какие еще регионы, помимо Брянской и Калининградской областей, пришел проект мясного КРС?

— В настоящее время помимо Брянской и Калининградской областей мы работаем в Орловском, Калужском и Смоленском регионах. На Орловщине холдинг присутствует уже третий год, заходили сюда с расширением проекта КРС и формированием массивов под производство зерновых. В Шаблыкинском районе области разместили второй фидлот, первый, как вы знаете, находится у нас в Выгоничах, и сформировали земельный банк для его технологических процессов откорма.

В этом году в Дмитровском и Шаблыкинском районах области будут запущены две наши первые площадки. Начата скупка земель и размещение новых ферм в Калуге и Смоленске. Четыре из них откроются в Хвастовичском, Кировском, Спас-Деменском и Жиздринском районах Калужской области, еще две – в Рославльском районе Смоленского региона.

— Где ещё «Мираторг» откроет свои фермы в ближайшее время?

— Сейчас мы работаем над расширением площади обрабатываемых земель и постановке новых ферм в тех регионах, где мы уже присутствуем. Вполне возможно, что проект придет в одну из областей Центральной России, расположенную рядом с одним из уже освоенных нами регионов.

— Как происходит освоение новых территорий? Какие подразделения компании участвуют в процессе?

— Под «освоением новых территорий» мы подразумеваем несколько процессов: формирование земельного массива под фермы, их правильное размещение и решение всех «бумажных» вопросов. Давайте обо всем по порядку.

Площадь нашей стандартной фермы составляет порядка 5 тысяч гектаров. Это пространство для АБК, зимников, пастбищ и заготовки кормов. Чтобы «собрать» воедино такой кусок земли, мы покупаем паи у граждан, участки у собственников, берем землю сельхозназначения в аренду у физлиц, муниципальных образований и субъектов федерации. После проведения подготовительной работы, а именно: собраний и встреч в хозяйствах, где мы рассказываем людям о нашем проекте и все подробно объясняем, чтобы они приняли свое решение – продать ли нам землю или отдать в аренду – в работу включается отдел оформления прав на недвижимое имущество. Коллеги занимаются документальной стороной вопроса, чтобы компания получила свои права на земельные участки. В процессе оформления документов, который может занять до полутора лет, холдинг берет на себя все обязательства по уплате земельного налога за текущих собственников.

Далее, когда мы понимаем, что необходимый массив земли под ферму у нас есть, начинаем планировать ее размещение. Здесь важен комплексный подход: смотрим на то, чтобы можно было беспрепятственно организовать выпасы животных, движение поголовья, подготовить пастбища и земли под заготовку кормов. Важнейшая задача – выбор места для строений фермы и зимних загонов – решение в данном случае принимается коллегиально, а в обсуждении участвуют животноводы, агрономы, строители, технологи и имущественники.

После завершения планирования начинается собственно стройка и заселение фермы.

— За что отвечаете непосредственно вы и ваши сотрудники?

— В 2012-2014 годах в мою сферу ответственности входили агрономическая и инженерные службы, имущественные и земельные отношения и геоинформационные системы (ГИС), о которых газета писала совсем недавно. С этого года я курирую административное взаимодействие в рамках развития проекта, и, как и ранее, имущественные и земельные отношения, а также ГИС. Если в целом, то работаю с региональными и муниципальными властями, предприятиями, гражданами на территории проекта, отвечаю за формирование земельных массивов, размещение ферм и других производственных объектов, регистрацию земель и недвижимого имущества, ведение графических баз данных объектов, формирование карт активов.

— С какими трудностями в работе вам приходится сталкиваться, и как вы их преодолеваете? Помогает ли здесь «мираторговская» закалка?

— Как ни странно, когда разговор заходит о нашем проекте, люди часто спрашивают меня о трудностях. На самом деле говорить не о трудностях нужно, которых в любом деле хватает, а о правильном выстраивании процессов. Ведь когда налажена система работы, все механизмы выстроены, то и компания работает как хорошие часы из известной страны. Поймите, то, что мы делаем сегодня, каждый из нас – во многом уникально, и нигде не то, что в России, но и в мире ничего подобного нет. Нет и готовых решений, которые можно было бы откуда-то скопировать и взять себе. Все приходится делать «с нуля», заново.

Поэтому от каждого, на каком бы уровне он не работал, в первую очередь требуется подход, позволяющий не искать сложности, а брать на себя ответственность и выполнять свои задачи, приносящие результат. Это одновременно самое простое, но и самое сложное в нашей работе.

Опыт в компании, или, как вы его называете, «мираторговская закалка» – вещь крайне полезная и дающая возможность оценить настоящий производственный ритм и добиться значительных результатов. В холдинге я с 2008 года, успел поработать и в Белгороде, и в Брянске в период бурного роста, поэтому считаю, что этим качеством овладел вполне. Понадобится оно и в будущем – к 2017 году в рамках проекта мы увеличим земельный банк до 500 тысяч гектаров, а совокупное поголовье – до 750 тыс. голов к 2020 году. Работа предстоит большая.

— От чего, на ваш взгляд, зависит успех развития проекта мясного КРС?

— Слагаемых отличного результата достаточно много: это и использование современных технологий, и высококачественного генетического материала, и внедрение передовых разработок. Конечно, справиться с нашей задачей – воссоздать подотрасль мясного скотоводства в России – невозможно без продуманной и экономически обоснованной стратегии. Реализуют ее наши сотрудники, благодаря профессионализму которых мы и движемся вперед. Я говорю не только о профильных подразделениях, но и о сервисных службах, работающих с производственниками в связке. К сожалению, долгое время сельское хозяйство было одной из наименее привлекательных для работы отраслей. Ситуацию очень сложно изменить одномоментно, мы работаем над этим, но нехватка квалифицированных специалистов бывает подчас очевидна, особенно в период интенсивного развития проекта.

Поэтому одной из основных задач я вижу создание слаженной команды крепких профессионалов, преданных своему делу и постоянно совершенствующихся и развивающихся.