Михаил Петроченко руководит мираторговской фермой «Супрягино» с первого дня ее существования. Один из самых опытных и самых ценных сотрудников, говорят о нём в компании. Не только говорят, но и предлагают другие, более престижные должности. Но он уверен, что ему ещё здесь, на ферме, есть к чему стремиться. И рассчитывает достичь идеала.
— Михаил, то есть вы из того поколения работников Брянской мясной компании, которые видели, как специальными суднами отобранных селекционерами животных везли через океаны из Австралии и Америки?
— А потом еще спецмашинами из портов через сотни километров к нам, на Брянщину. Мы, конечно, видели это, как и все в стране, только в специальных репортажах, которые показывали по телевидению. А скот встречали уже здесь, на наших фермах. Но очень хорошо помню те эмоции, которые все мы испытывали. Масштабы, грандиозность проекта вызывали настоящий трепет.
— В разгрузке абердин-ангусов участвовали? Это, насколько я помню, тоже был «стахановский» этап.
— На двенадцати фермах помогал принимать скот. Смены были по двенадцать часов, но сложность была не в этом. Все это происходило впервые, мы впервые видели животных этой породы, знали, сколько каждое стоит, их было чрезвычайно много, поэтому и настроение вокруг царило взволнованное, но приподнятое. Трудно было, безусловно, но одновременно мы испытывали гордость. И сомнения, конечно.
— Не верили в успех?
— Нам казалось, что в российских условиях, с нашим климатом методика содержания животных, которую нам преподавали, не сработает. Ну не выдержат они наши зимы и весны под открытым небом. Оказалось, все работает. Видимо, селекционеры потрудились на славу. Пять лет, как я в компании, и каждый день вижу, что все отлично развивается, животные чувствуют себя прекрасно при любой погоде. Главное вовремя кормить и ветеринарную профилактику проводить грамотно.
— Сегодня в «Мираторг» идут работать уверенно, бренду доверяют, а вы тогда не побоялись, что это очередная авантюра?
— Я после окончания нашего тогда еще агропромышленного института в Кокино пришел работать в колхоз в начале девяностых. Это было очень тяжелое время, все рушилось, люди массово уезжали в города за лучшей долей. Родился в деревне Юскова слобода Почепского района, там вырос, там хотел жизнь прожить. Я патриот, и как бы тяжело ни было, считаю, что Родину, дело, как и жену, надо выбирать один раз на всю жизнь. Да можно быть недовольным, можно жаловаться или подшучивать, но до определенной черты. А вот переходить эту черту нельзя.
И вот мы на своих плечах старались удержать колхозное производство, которое неумолимо разваливалось. Но банкротства не избежали, каждый стал выживать как мог, перешли, практически, на натуральное хозяйство. Те, кто покрепче, выжил. Я некоторое время работал в государственной ветеринарной службе, получил за эти годы второе высшее образование – ветеринарное, первое было зоотехническое, мне его не хватало.
— Вас пригласили на ферму «Мираторга»?
— Да, причем сразу руководителем, и я, честно, даже не раздумывал. Правда, самой фермы тогда и в помине не было, строили ее с нуля, сам набирал персонал, сам возил их стажироваться, сам принимал скот, поэтому она, эта ферма, мне как родная. И теперь на тех же плечах мы развиваем новое современное и перспективное производство.
Мне нравится осознавать, что мы часть огромного бизнеса, причем первая его ступень, одна из самых важных. Наша ферма специализируется на маточном поголовье, наша обязанность обеспечить приплод и подрастить телят до определенного веса.
Сначала у нас было три тысячи голов, ох, как боязно было, вдруг не справимся с таким количеством? Сейчас только материнского поголовья пять с половиной тысячи, да еще телята. И справляемся прекрасно.
— Сотрудники местные?
— Да, практически все свои, все друг друга знаем, это очень помогает в работе, потому что в таком деле важен командный дух. Ты можешь быть каким угодно великолепным специалистом сам по себе, но, если в коллективе работать не умеешь, толку не будет. Мы, как-то сразу сплотились. Я знаю, что все наши работники фермы испытывают гордость за свое дело, за свою родную землю, которая обрела, наконец, хорошего хозяина, благодарность за то, что нам дали достойные рабочие места.
Помню, как привез на ферму первую зарплату. В штате тогда было пять операторов, отработали мы не полный месяц, и банковские карты еще не успели оформить. Поэтому я привез наличными по несколько тысяч каждому. А они не поверили, думали – это на всех. Представляете их эмоции? Каждый сразу почувствовал себя главой семьи, способным ее содержать.
— Зарплаты в «Мираторге» и сегодня остаются достойными, особенно для сельской местности?
— Конечно, здесь разработана очень обширная система финансовой мотивации, поэтому если ты хочешь работать хорошо и хорошо при этом зарабатывать, никаких проблем у тебя с этим не будет. Наша ферма участвовала практически во всех проектах агрохолдинга, в профессиональных соревнованиях, в системе эффективного расхода времени, профессиональных ресурсов. Конечно, наш, русский человек к такому непривычен, но мне, как руководителю, эта система очень нравится. Вообще, я благодарен своей компании за то, что здесь есть, где применить все свои знания и умения. Не только мне, а любому сотруднику.
— Плюс стабильность, это ведь тоже располагает к саморазвитию?
— Безусловно, если ты уверен в завтрашнем дне, знаешь, что обеспечен хорошей работой и вовремя получишь официальную зарплату, ты можешь планировать свое будущее, ты с другим настроением приходишь утром на работу, а вечером домой.
Здесь же все условия для людей созданы: ежедневно всех бесплатно подвозят на работу и с работы, это невиданная доселе роскошь. И на ферме бытовые условия прекрасные. У нас есть домики, в них все необходимое для жизни, начиная от посуды, заканчивая кондиционером, в них живут приезжие специалисты, им не надо снимать жилье.
На нашей ферме сейчас в одном домике живут наши работники, в июне прошлого года у них была свадьба. Администратор брянский, только из Унечского района, а ветеринарный врач, хрупкая маленькая девушка, приехала к нам из Орла. И оба нашли здесь свою судьбу. За полгода совместной жизни приобрели автомобиль, зарплата позволяет. Мне приятно это видеть, любые перемены всегда к лучшему.
Кстати, еще один хороший пример: второй наш ветеринарный врач долго не мог найти достойную работу по специальности, мотался по стройкам, теперь на ферме трудится.
— Вас изначально иностранные специалисты учили, а сейчас, наверное, уже вы с новыми сотрудниками опытом делитесь?
— В «Мираторге» есть еще один уникальный проект – Мясная Бизнес Академия, все, кто приходит работать, сначала обучаются там. Но я своих опытных сотрудников по очереди тоже отправлял обновить знания в академии. Это очень полезно, конечный результат нашего огромного дела зависит от усилий каждого. Я и работников подбирал по этому принципу: с умом и желанием не просто честно трудиться, но и учиться новому, приобретать недостающие знания и навыки. Мы работаем с животными, к ним нужен особый подход.
У нас на ферме практически всегда есть стажеры, мы их учим всему, что теперь знаем сами, чтобы они не шли нашим, сложным путем, а впитывали уже отработанные проверенные знания. И потом не бросаем, многие, работая уже на своих фермах, звонят, спрашивают, мы подсказываем. Да и сами учимся новому практически каждый день.
— Насколько знаю, в агрохолдинге у вас уже династия, старший сын пошел по вашим стопам?
— У него инженерно-строительное образование, он действительно работает в нашей компании, только в Курске и по своей специальности. Строит животноводческие объекты для нового проекта «Розовая телятина», который только-только начинается.
Не то чтобы я сыну рекомендовал пойти в агрохолдинг, но он, конечно, видел, как работаю я. Да и молодым специалистам без опыта трудно найти достойную работу. А тут все совпало: молодой проект и молодой специалист. Работай, получай опыт. Сначала его взяли мастером, сейчас уже двигается вверх по карьерной лестнице. Условия, как и на Брянщине, очень хорошие: зарплата достойная, жилье ему предприятие снимает.
После запуска первого объекта курский губернатор его наградил, акционеры отметили, конечно, я, как отец, очень им горжусь.
— Про «Мираторг» все в один голос говорят: огромные карьерные возможности, только расти. А вы-то что же пять лет на одном месте?
— Предложения двигаться дальше внутри холдинга поступают регулярно. Да и другие предприятия, учитывая полученный мною опыт, зовут к ним. Но я пока здесь хочу работать. За мной люди стоят, ферма. Коллеги в меня верят, я никого в обиду стараюсь не давать, ищу к каждому индивидуальный подход, это приносит лучшие результаты.
На ферме еще не все построено. Скоро у нас реконструкция будет, хочется сделать все идеально, есть над чем потрудиться. Здесь я для компании могу сделать больше, чем в другом месте.