В ночь с 6 на 7 июля христиане и язычники отмечали древний праздник летнего солнцестояния – Иван Купала (Иванов день). Она считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит вглубь тысячелетий.
ВОДА
В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода — символ духовного перерождения, и погружались в водоёмы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Купалу связывали воду с огнём. Символы такого единения — костры.
ОГОНЬ
С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали очищающие костры — рядом с ржаным полем. Парни и девушки собирали хворост со всей округи и закладывали гигантскую пирамиду, помещая в центр шест с колесом или смоляную бочку. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке — трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше — тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русаличьей напасти. Ну а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук — верный признак скорой свадьбы. А для верности — ещё и венок пустить по воде.
ВЕНКИ
Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок — это и символ круга, совершенства, и кольца — непрерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пущенный по воде. Древняя традиция — пустить венок по воде с зажженной лучиной или свечой. Это когда «уж замуж невтерпёж», но иногда сохраняли этот символ и после праздника как защиту полей от града или огорода от червей.
ТРАВЫ
Главная загадка Ивана Купалы — папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Отыскать арарат — траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делавшую человека невидимкой. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.
ПОВЕРЬЯ
В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки, водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь — самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу — оказалась под подозрением.
ГАДАНИЯ
В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет — исполнится, нет — тогда не жди. Загадать желание можно было, пустив венок по воде. Если уплывет венок далеко, то и желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит — не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно — жди неудачи в любви: «Венок утонул — милый обманул». А вот какого милого выбрать? Поможет гадание на папоротнике. Сколько претендентов — столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет — за того и замуж идти.
ТРАДИЦИИ
Купальские песни известны не меньше, чем сами обряды праздника. Пели их до недавнего времени — еще в конце ХХ века. К примеру, в Смоленской области, на Западной Двине. И диалог с «купалинкой», и выгон ведьмы, и осмотр полей — «Марья Йвана в жито звала»… Иван Купала есть и музейный — как праздник папоротника в усадьбе Смидовичей под Тулой, библиотечный — как в Подборской сельской библиотеке под Калугой, парковый — в урочище Кизил-Коба Домбровской долины. Или фестивальный, как в Пермском крае «Купальские ночи». Современный взгляд в языческое прошлое Руси с непременными атрибутами — купаниями, костром и протяжными песнями, что разносятся по летним полям.
Добавим, праздник Ивана Купалы широко отметили в Клинцовском районе. Так, тематический праздник развернулся в селе Лопатни. В программе значилось театрализованное представление, выступление творческих коллективов, игры и многое другое. Также зрители смогли посетить выставку декоративно-прикладного творчества.
Любопытно, венки в реку пускали не только девушки, но и сотрудники клинцовского отделения Госавтоинспекции (в рамках акции по безопасности дорожного движения). Их венок, как уточняет информационно-деловой портал «Клинцы.ИНФО», украшали дорожные знаки.
По окончании праздничной программы состоялось зажжение ритуального огня, где все желающие водили хоровод, а самые смелые прыгали через огонь.