Святослав Лось, генеральный директор новозыбковской компании «Экокремний», член брянского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и руководитель её местного новозыбковского отделения, стал героем репортажа в федеральном издании «Эксперт» (№47 19-25 ноября). О том, как консервный завод превратился в инновационное предприятие по производству высокочистого синтетического диоксида кремния, рассказывает сам г-н Лось.
В материале под поэтичным названием «Экокремниевая баллада» рассказывается о становлении новозыбковской компании «Экокремний», которая разработала технологию и наладила производство высокочистого синтетического диоксида кремния — продукта, востребованного в самых разных отраслях экономики, спрос на который ранее удовлетворялся за счет импорта.
Когда-то на месте новозыбковского предприятия был консервный завод, рассказывает генеральный директор «Экокремния» Святослав Лось и признаётся, что не знает, сколько всего денег он вместе с другими соучредителями вложил в создание и развитие своего инновационного производства. По оценке Агентства по сопровождению инвестиционных проектов (АСИП) Брянской области, сегодня это предприятие стоит 350 млн рублей, но в действительности, по словам Лося, было потрачено гораздо меньше: проект развивается с 2003 года, первая партия продукции была получена только в 2007 году, а первый цех запущен в 2009-м. Средства брались акционерами из других бизнесов, в частности торговых, приносивших небольшую, но стабильную прибыль.
А ввязались в это «безнадежное» дело три друга — бывшие военные, служившие в одном из научно-исследовательских институтов Министерства обороны. Еще в 1990-е у них возникла идея создать уникальное наукоемкое предприятие. После распада СССР производство высокочистых кремнезёмов осталось на Украине, а в России на тот момент был только технический диоксид кремния — побочный продукт химических производств, имевший высокое содержание различных примесей. Он широко использовался в резинотехнических изделиях, но применять его в пищевой, сельскохозяйственной, лакокрасочной и во многих других отраслях промышленности было невозможно. Между тем появление в России новых производств и технологий порождало спрос на высокочистый диоксид кремния, который стали завозить из Европы.
Первая проблема, с которой столкнулись предприниматели-романтики из Новозыбкова, — отсутствие теоретической и практической базы для создания инновационного продукта.
«Можно сказать, мы занимались промышленным шпионажем, — вспоминает Святослав Лось. — Не было учебника, как наладить производство кремнезема. По сути, мы сами проводили научно-технические исследования, чтобы понять, как мы можем приблизиться к заграничному продукту, получить аналог. И все эти знания технические переложились на технологические, затем на производственные, а потом на маркетинговые».
На старте проекта предприниматели знали лишь то, что высокочистый диоксид кремния — это белый порошок с размером первичных частиц 10 нанометров и несмотря на то, что формула вещества у всех производителей одна и та же, существует несколько способов его производства. Наиболее распространены пирогенный и осаждённый методы, и российская компания решила остановиться на втором, более простом и безопасном: шарообразные гранулы кремнезема выращиваются в водной среде, потом извлекаются, высушиваются и дробятся до нужных фракций. Пирогенный же кремнезём получается в результате «мягкого взрыва», при этом в качестве побочного продукта образуется соляная кислота, несущая опасность окружающей среде и персоналу. Полученный таким путем диоксид кремния имеет более мелкие частицы, но он дороже. Между тем и осаждённый, и пирогенный кремнезём могут применяться в одних и тех же отраслях и продуктах, за небольшими исключениями. Скажем, как загуститель низковязких составов намного больше пригоден пирогенный кремнезём, а для создания высоковязких составов, тех же зубных паст, предпочтительнее осаждённый.
«Сейчас рынок пирогенного кремнезёма не растёт. А вот качество порошка, полученного осаждённым методом, выросло. Год от года осаждённый кремнезём по качеству догоняет пирогенный. Более того, цена осажденного диоксида кремния ниже, поэтому, когда есть возможность использовать кремнезем и пирогенный, и осажденный, потребитель чаще всего выбирает более дешевый», — отмечает г-н Лось.
Его слова подтверждает структура российского рынка высокочистого диоксида кремния, на 97% состоящего из импорта. Сейчас рынок представлен такими иностранными гигантами, как французский концерн Rhodia (предприятия в Европе, в Китае, Бразилии, Индонезии), немецкий концерн Evonik (производства в Европе, Китае, Бразилии, Турции, США), китайская компания Quechen Silicon и американский концерн PQ Corporation (производства в США, Европе, Индонезии), которые в 2017 году в совокупности ввезли в РФ более 38 тыс. тонн аморфного синтетического диоксида кремния. Из этого объема более 35 тыс. тонн получено методом осаждения.
Вторым камнем преткновения для «Экокремния» стало оснащение производства. Оборудование для создания высокотехнологичного диоксида кремния производят в Европе, и цены на него для новозыбковского производителя неподъёмны. Пришлось снова выкручиваться. В итоге часть патентов компании связана с созданием новой аппаратуры для производства кремнезема.
«Мы запатентовали оборудование для разделения воздушно-поливных смесей. Дело в том, что при разделении существует предел размера частиц, ниже которого аппарат уже не работает, поэтому очень мелкая пыль не проходит. Мы придумали такую систему, чтобы даже мелкая пыль все-таки просеялась до более низкого предела. Например, раньше программа воспринимала пылинки до 70 микрометров, но для нас этот показатель слишком большой, так как для нашего продукта этот предел должен быть 15 микрометров», — поясняет генеральный директор.
Сегодня «Экокремний» выпускает 59 марок кремнезёма. По словам Святослава Лося, завод существует и развивается только за счет расширения ассортиментной линейки, так как потребитель закупает диоксид кремния не тоннами, а мешками, а иногда и граммами. Но благодаря широкому выбору марок количество покупок растёт.
Чтобы переманить к себе клиента, «Экокремнию» нужно предложить ему то, чего нет у иностранного поставщика — например, наладить тесный диалог с потребителем и решить его наболевшую проблему. Для этого на новозыбковском предприятии есть свои специалисты из разных отраслей, задача которых — выявить проблему клиента и предложить ему способы решения. Например, создав конкретный продукт под конкретного покупателя. К такому зарубежный поставщик не готов, и даже консультацию по поводу готового продукта у иностранцев в основном осуществляют менеджеры, что снижает уровень экспертизы. Возможность при условно существующих марках «9» и «10» заказать третью — «9,5» — делает новозыбковскую компанию привлекательной для многих российских производителей.
«Обычно потребители покупают различные виды продукции и экспериментируют, смотрят, что им подойдет. Мы же готовы сделать эту работу за них и создать подходящий продукт для клиента, — рассказывают в «Экокремнии». — Конечно, до того, как приступить к созданию нового продукта, мы смотрим на рынок, есть на нем спрос на этот продукт или нет. Если да, то мы охотнее берёмся за это дело и экспериментируем на разных потребителях. В 2007 году у нас было всего две марки, а сейчас уже пятьдесят девять. Можно сказать, что все наши марки появились благодаря запросам конкретного покупателя».
Новым для новозыбковского предприятия стала работа с розничным сегментом потребителей. Началось это с сельскохозяйственного направления, где компания стала предлагать не компоненты для кормов или кормовых добавок, а готовые продукты: сорбенты, энергетики, регуляторы роста растений, кормовые концентраты и зоогигиенические продукты.
Запланирован выход компании на рынок открытых бассейнов.
«Мы разработали продукт, состав которого убирает муть из открытых бассейнов, — рассказывает Святослав Лось. — Причем большое количество химикатов, которые сейчас для этого используются, вредны для здоровья человека, а воду с нашим очистителем можно даже пить. Этот продукт у нас появился только в конце августа, и сейчас, как вы понимаете, в России не „бассейновый“ сезон, поэтому активное продвижение его на рынок начнем весной 2019 года».
В процессе разработок новозыбковское предприятие сотрудничает с различными научными лабораториями при институтах и университетах. И здесь тоже приходится проявлять изобретательность.
«Нет такого университета или института, куда бы мы пришли и сказали: вот вы специалисты по кремнезёму, а у нас такая проблема. Нам приходится отталкиваться от сферы применения. Если мы изготавливаем марки для сельского хозяйства, мы едем в аграрный университет. Если мы делаем исследование по какой-то другой марке, мы вынуждены ехать и искать связи в научно-исследовательских лабораториях той сферы промышленности, где мы хотим продвинуть свой продукт. Чем больше у нас появляется марок, тем шире становится круг наших научных партнеров в разных отраслях», — поясняет г-н Лось.
Но и на самом предприятии организация НИОКР стала для руководства настоящим вызовом. В первую очередь это связано с отсутствием кадров.
«В СССР были инженерные кадры, а сейчас их нет. Наше современное общество выкосило класс специалистов-технарей. Все — юристы и бухгалтеры, нет ни инженеров, ни технологов», — сетует гендиректор «Экокремния». Да и вообще, большинство молодых специалистов из Брянской области покидают малую родину и уезжают в столицу, так что желающих работать в Новозыбкове мало. Выход из этой ситуации был найден за счет введения института наставничества, когда к старым, опытным работникам прикрепляют мобильную, умеющую работать с современной техникой молодежь. Кроме того, «Экокремний» сотрудничает с университетами Брянской области: студенты проходят практику на предприятии, пишут исследовательские работы, а представители компании проводят для них лекции и семинары. А поскольку направлений работы на предприятии много, то специалистов можно растить в каждом из них.
«Экокремний» поставляет высокочистый синтетический кремнезем пищевикам, аграриям, производителям косметики, бытовой химии, красок, пластмасс и композитов — всего около 1200 тонн белого порошка в год, занимая три процента отечественного рынка. При этом руководство предприятия верит в перспективность выбранного направления. Продажи у «Экокремния» растут двузначными темпами, за последние пять лет годовая выручка увеличилась почти вдвое, составив 139 млн. рублей. В ближайших планах владельцев — привлечение внешних инвестиций для расширения производства и увеличения присутствия на рынке. Стратегическая цель, которую на «Экокремнии» считают вполне достижимой, — выпускать не менее 30% потребляемого в России высокочистого синтетического кремнезёма.
В мире насчитывается чуть более десятка стран, где налажено производство высокочистого синтетического диоксида кремния, или кремнезема (SiO2), среди которых Германия, Франция, Испания, Южная Корея, Япония, США, Китай и с недавних пор — Россия. Между тем этот очень мелкий, химически нейтральный белый порошок, частицы которого имеют множество наноразмерных пор и высокую удельную поверхность, востребован чуть ли не во всех сферах промышленности. В фармацевтике его применяют в качестве сорбента, носителя активных веществ. Он входит в состав таблеток и мазей, пломбировочных материалов, а также матриц для создания лекарств с заданными формами. В зубных пастах, косметике диоксид кремния служит деликатным абразивом или эмульгатором. В сельском хозяйстве его применяют в производстве кормов и кормовых добавок, а также в средствах химической защиты растений. В пищевой промышленности благодаря своей безвредности диоксид кремния востребован в качестве антислеживающего агента — он не дает комковаться порошкообразным продуктам, сохраняет хруст чипсов, сухариков, кукурузных палочек и т. д. Высокочистый диоксид кремния также используется в производстве полимерных материалов, резин, лаков, красок, герметиков, смазок. Причем с каждым годом открываются новые сферы его применения.
Святослав Лось — активный член Брянского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель Новозыбковского местного отделения и руководитель местной общественной приёмной для предпринимателей.