Чертановский суд Москвы начал прения по делу о растрате 139,9 млн рублей в бывшей «дочке» РЖД — НК «Бердяуш». На скамье подсудимых трое, но главный фигурант этого дела – бывший сотрудник РЖД Сергей Вильшенко – скрывается за границей. Он и две подсудимых по этому делу — Екатерина Краснихина и Елена Дорожевич — засветились и в деле с многомиллиардными хищениями на дорожных работах в Челябинской области, сообщает газета «Аргументы недели».
Чертановский суд Москвы начал прения по делу о растрате 139,9 млн рублей в НК «Бердяуш». На скамье подсудимых три человека: бывшие руководители компании Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина, а также экономист Елена Дорожевич. Государственный обвинитель требует приговорить их к четырём, восьми и девяти годам лишения свободы соответственно. Фигуранты и заинтересованные лица очень стараются усмотреть в процессе политические причины, в реальности же это обычное дело о хищении крупной суммы денег. Политику же пытаются «пристегнуть» по одной причине — собственником НК «Бердяуш» (сегодня компания называется «ПНК-Урал», это крупный поставщик щебня для российских железных дорог) является сын генпрокурора России Артём Чайка.
На скамье подсудимых очень не хватает «мозгового центра» всей истории, по которой было возбуждено уголовное дело — бывшего сотрудника РЖД Сергея Вильшенко, который, по данным следствия, скрывается за границей. Именно Вильшенко должен был дать «советскому» предприятию, которое в 2014 году выкупил фактически у него г-н Чайка, новый импульс развития — его как «опытного железнодорожника» новый владелец оставил руководить компанией, а тот обязался сформировать команду и вывести бизнес по поставке щебня для нужд РЖД из кризиса. Многомиллиардные кредиты на это Артём Чайка взял в банках под личное поручительство.
Спустя два года работы «Бердяуша» без вмешательства и контроля со стороны Артёма Чайки стало ясно, что вопреки огромным денежным вливаниям, предприятие находится на грани банкротства. Команда менеджеров под управлением Сергея Вильшенко выводила деньги в подставные фирмы (по сути, похищая их). Управленцы формировали в НК «Бердяуш» фиктивные долги перед контрагентами и существенно снизили выручку компании, лишив её функции перевозки щебня. Результатом всего этого стали исполнительные листы на сумму более 500 млн рублей, предъявленные НК в момент выплаты кредита в более чем 4 млрд рублей. Компания, как мы уже сказали, находилась в предбанкротном состоянии, все обязательства по выплате кредита переходили на поручителя. Только после этого новый собственник сменил управленческую команду. Артём Чайка, обеспечил выплаты по всем задолженностям и провёл внутренний аудит, в ходе которого и были обнаружены фиктивные контракты на страхование и экспедирование грузов. Так возникло уголовное дело против Сергея Вильшенко, Екатерины Краснихиной, Дмитрия Супруна, Елены Дорожевич и Владимира Гаца. Главный подозреваемый Вильшенко успел по поддельным документам оформить себе греческое гражданство и попросту сбежал в Лондон. Гац пошел на сделку со следствием, остальные дожидаются приговора.
Стратегия Вильшенко, который через подельников пытается возбудить общественное мнение — попытка представить процесс по уголовному делу политическим. Упор на то, что Артём Чайка — сын генпрокурора и пытается с помощью уголовного преследования бывшего руководства компании пытается избежать выполнения обязательств сделки по покупке этого актива у Сергея Вильшенко. Якобы Чайка до сих пор не выплатил бывшему владельцу «Бердяуш» $80 млн. Но следствию не составить труда узнать, что сделка по купле-продаже НК «Бердяуш» была оформлена в соответствии с законодательством и полностью оплачена. Причём, Вильшенко в числе продавцов не фигурировал.
Между Вильшенко и Чайкой действительно существовало соглашение, только его условия касались вовсе не купли-продажи компании. Когда после смены собственника «Бердяуш» выиграла конкурс на покупку акций «Первой нерудной компании» (ПНК), бывшей «дочки» РЖД, которая оперирует 18 щебёночными заводами, и капиталы предприятия увеличились в разы, Артёмом Чайкой и Сергеем Вильшенко было достигнуто соглашение о премировании команды управленцев при достижении определенных показателей. Речь идёт о передаче 20% долей в компании, которая должна была состояться после того, как НК полностью погасит задолженность перед банком, рассчитается по всем прочим обязательствам и достигнет устойчивого роста оборотов и прибыли. Но этого команда, набранная Вильшенко для «потрошения» предприятия, так и не добилась. В этом же соглашении есть еще один важный пункт: в обмен на 20% Вильшенко должен был передать Чайке 80% долей в своих компаниях, чтобы укрепить совместный бизнес и увеличить масштабы деятельности. Это обязательство именно со стороны Вильшенко не было выполнено.
Сергей Вильшенко, Екатерина Краснихина и Елена Дорожевич засветились ещё в одном деле с многомиллиардными хищениями — «деле Юревича» на дорожных работах в Челябинской области. Действовали они по тому же принципу, что и в НК «Бердяуш», только масштабы были в десятки раз больше. Вильшенко и Краснихина входят в число бенефициаров 257 компаний, в числе которых крупные подрядчики регионального министерства строительства и инфраструктуры – «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и другие. На челябинской «дорожной революции» командой Вильшенко было «распилено», как утверждают свидетели, 3,4 млрд рублей, которые были представлены исполнителями схемы как откаты бывшему губернатору Михаилу Юревичу и депутату Госдумы Вадиму Белоусову.
Именно из-за фигурирования, как минимум, сразу в двух «распильных схемах» Сергею Вильшенко необходимо придать политическую окраску процессу в Чертановском суде. Так «мозговому центру» будет проще получить статус беженца в Великобритании (интересно, как они там общаются с г-ном Юревичем, которого он так мощно подставил и который тоже вынужден был отправиться на Туманный Альбион?), а его теневые бухгалтеры и номинальные директора оказались на скамье подсудимых, некоторые из них – на нарах в СИЗО. И вот теперь они пытаются выставить себя чуть ли не политическими заключёнными — рассчитывают привлечь на свою сторону общественное мнение, чтобы надавить на суд. © ГородБРЯНСК.Ru, 2019