Дело о губернаторских взятках: принципиальная позиция Генпрокурора и спикера Госдумы Вячеслава Володина и игры челябинских правоохранителей

Тёща лишённого в декабре неприкосновенности депутата Госдумы Вадима Белоусова 77-летняя Маргарита Бутакова, которая была обвинена в посредничестве в передаче взяток своему зятю и челябинскому экс-губернатору Юревичу, опубликовала новое обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и генпрокурору РФ Юрию Чайке. Она поблагодарила Вячеслава Володина за участие в её судьбе, а Генпрокуратуру за выявленные нарушения в уголовном деле. А ФАС доказала наличие картельного сговора сразу двоих челябинских экс-губернаторов с местными дорожно-строительными предприятиями, пишет газета «Аргументы недели».

Продолжается расследование уголовного дела, в центре которого гигантские подряды на строительство и ремонт дорожной сети в Челябинской области. При этом, как выясняется, в коррупционную схему оказались плотно встроены сразу два челябинских экс-губернатора — Михаил Юревич и Борис Дубровский. Однако главными «ответственными» за миллиарды, украденные на дорожных подрядах, местные правоохранительные органы твёрдо намерены сделать депутата Госдумы Вадима Белоусова, его 77-летнюю тёщу Маргариту Бутакову и помощника депутата Белоусова Андрея Чуркина.

В частности, г-жу Бутакову обвиняют в том, что она якобы была посредником в передаче взяток Белоусову и бывшему губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу (возглавлял регион в 2010-2014 годах). По версии следствия, они получили более 3 млрд. рублей за покровительство компаниям, выигравшим гигантские подряды на строительство и ремонт дорожной сети.

В феврале г-жа Бутакова направила открытое письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину и генпрокурору РФ Юрию Чайке, в котором заявила, что все трое фигурантов уголовного дела стали жертвами оговора и необъективного следствия. В реальности, пишет она, миллиарды, украденные на дорожных подрядах, были выведены за рубеж группой предпринимателей, в которую в числе прочих входят Сергей Вильшенко, Константин Овчинников и Алексей Башаев. Как удалось установить, все они имеют тесные связи с Борисом Дубровским, занимавшим пост губернатора Челябинской области с января 2014 года по март нынешнего года и ушедшем в отставку после того, как Федеральная антимонопольная служба доказала его участие в картельном сговоре с дорожно-строительными предприятиями.

По сути, антимонопольщики подтвердили, что коррупционные схемы, создание которых приписывают Михаилу Юревичу, продолжили действовать и после смены губернатора –только масштабы хищений выросли в разы.

***

История с тремя миллиардами началась в 2014 году. Челябинские следователи возбудили дело против руководителей двух местных дорожных предприятий. По версии следствия, директор ОГБУ «Челябинскавтодор» Константин Овчинников получил взятку от подрядчика ООО «ТехноПарк», которое возглавлял Алексей Башаев. В ходе этого расследования и были установлены многомиллиардные хищения бюджетных денег, известные нам сегодня по делу против бывшего губернатора Михаила Юревича. Дороги строили с существенными недоделками, а деньги, полученные дорожно-строительными предприятиями по госконтрактам, выводились через подставные фирмы, обналичивались или переправлялись в офшоры.

Главным бенефициаром участвующих в распределении дорожных подрядов фирм-однодневок был бизнесмен Сергей Вильшенко. Он контролировал ЗАО «Южуралавтобан» – крупнейшего дорожного подрядчика в Челябинской области. Маршруты перемещения 3 млрд. рублей через компании Вильшенко за границу официально установлены — и следователями, и налоговиками, которые провели выездные проверки в ЗАО «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «ПластовскоеДРСУ» и других компаниях.

Однако Вильшенко, Овчинников и Башаев со своими адвокатами они убедили следствие в том, что «распиленные» на госконтрактах 3 млрд рублей они не вывели за границу, а передали губернатору Михаилу Юревичу и депутату Законодательного собрания Челябинской области (последствии депутату Госдумы) Вадиму Белоусову. Материалы проверок бухгалтерии «Южуралавтобана» и связанных с ним структур оказались «забыты». Уральские следователи начали дело о многомиллиардных взятках бывшему губернатору и депутату. Посредниками в передаче денег объявили Андрея Чуркина и 77-летнюю Маргариту Бутакову.

При этом челябинские правоохранители не только «забыли» о налоговых проверках, но сделали всё возможное, чтобы «забыть» о проверках ещё одного федерального ведомства — ФАС.

Распределение дорожных контрактов в Челябинской области находилось под пристальным вниманием местного УФАС с 2011 года. Когда губернатором в 2014 году вместо Михаила Юревича стал Борис Дубровский, антимонопольщики столкнулась с беспрецедентным давлением, в котором, как ни странно, участвовали силовые структуры.

8 августа прошлого года в помещениях УФАС состоялся девятичасовой обыск. Позднее, как рассказала руководитель управления Анна Козлова, правоохранительные органы выявили существование плана по её дискредитации. По всей видимости, план этот составили руководители неформального объединения дорожных подрядчиков. Неизвестно, как далеко они могли зайти, если бы в дело не вмешался руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Причины просты. ФАС объявила Бориса Дубровского участником антиконкурентного сговора, в котором были замешаны областной Миндортранс и АО «Южуралмост». А компания «Южуралмост» — прямая правопреемница замешанного в «схемах Юревича» ЗАО «Южуралавтобан», которое в августе 2018 года направило в суд заявление о банкротстве по решению акционеров.

Антимонопольщики подсчитали: на момент избрания Дубровского губернатором в 2014 году «Южуралмост» занимал лишь 9% рынка дорожных контрактов в регионе. В 2015 году его доля резко выросла до 92%, а прошлый год компания закончила фактическим монополистом – её доля на рынке составила 96%. Бенефициаром АО «Южуралмост» челябинские СМИ называют всего того же Сергея Вильшенко. Согласно данным ЕГРЮЛ, руководителем компании является некто Александр Зырянов, он же числится сегодня гендиректором того самого ООО «ТехноПарк».

Проверка ФАС затронула контракты на строительство и ремонт дорог на сумму более 8 млрд. рублей. По данным службы, не менее 10 аукционов были «заточены» по условиям торгов под одну конкретную компанию – «Южуралмост». В середине марта нынешнего года замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский сообщил журналистам, что материалы в отношении Бориса Дубровского будут переданы в МВД и Генеральную прокуратуру — и последовала отставка губернатора.

***

В деле же против Маргариты Бутаковой и её «сообщников» объективность расследования вызывала вопросы с самого начала. В апреле этого года материалы дела, подготовленные для передачи в суд, были проверены Генеральной прокуратурой. Ведомство вернуло дело в Екатеринбург для доследования и устранения нарушений. По сути, проверка Генеральной прокуратуры установила, что в деле отсутствуют какие-либо доказательства вины не только Маргариты Бутаковой, но и других членов так называемой «преступной группы».

Преследование г-жи Бутаковой имело одну конкретную цель. Следователь мог рассчитывать, что посадить пожилую женщину будет проще, чем остальных фигурантов дела. В свою очередь, приговор в отношении Бутаковой стал бы неоспоримым доказательством преюдициального характера вины Юревича и Белоусова. Проще говоря, после приговора «посреднице» в передаче «нарисованных» взяток, провести повторное следствие и суд по этому делу будет невозможно. А значит, руководителям и бенефициарам компаний из «челябинской схемы» удастся избежать ответственности, чтобы продолжить освоение бюджетных денег.

Казалось бы, после обращения Маргариты Бутаковой к председателю Госдумы и генеральному прокурору справедливость должна восторжествовать. Проверка Генеральной прокуратуры установила, что Юревич не мог оказывать Башаеву «покровительство по службе», поскольку ни одно из служебных полномочий губернатора не распространялось на лиц, которых следствие считает членами организованной преступной группы. Что касается Вадима Белоусова, то он и вовсе никогда не имел отношения к распределению дорожных подрядов – ни во время работы в Законодательном собрании Челябинской области, ни во время работы в Госдуме.

Однако, получив дело обратно, уральские следователи сделали неожиданный ход. Они объединили материалы против Маргариты Бутаковой с другими делами в отношении Михаила Юревича, которые были возбуждены в 2012-2014 годах, но к которым ни Маргарита Бутакова, ни Вадим Белоусов не имеют абсолютно никакого отношения. Речь идет о так называемом «медицинском деле», подстрекательстве к клевете и незаконном хранении оружия. Так, в деле о незаконном хранении Юревичем непригодного для стрельбы коллекционного пистолета XVIII века со  спиленным бойком и разрезанным барабаном,  который, к слову сказать, был получен Юревичем из рук руководителя ГУ МВД России по Челябинской области, сложно представить преступное участие Маргариты Бутаковой и Вадима Белоусова, поскольку пистолет, обнаруженный сотрудниками правоохранительных органов в ходе обыска, хранился в  квартире, где раньше жил Михаил Юревич, куда ни Бутакова ни Белоусов не имели доступ. Что касается уголовного дела в отношении Михаила Юревича по факту совершения тем подстрекательства к клевете в адрес экс-председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина, можно с уверенностью сказать, что ни Маргарита Бутакова, ни Вадим Белоусов и представления не имели о том, кто такой Вяткин и чем он так «не устроил» Михаила Юревича. Аналогичная ситуация и с так называемым «медицинским делом» о получении Михаилом Юревичем взятки в 27 млн. рублей от экс-министра здравоохранения Челябинской области Виталия Тесленко, в преступной схеме совершения которого нет места ни Бутаковой, ни Белоусову, поскольку те никоем образом не были связаны ни со сферой здравоохранения, ни с компаниями-поставщиками медицинского оборудования, ни с другими фигурантами дела.

Опять же всё объясняется просто. Такие «игры правоохранителей» позволяют им бесконечно долго держать г-жу Бутакову в статусе подозреваемой, а с ней вместе — и всех остальных «членов преступной группы» (вдруг «ветер переменится»?).

***

Ситуация, в которой два подряд главы региона становятся фигурантами одного и того же коррупционного скандала, выглядит неординарной даже на фоне «посадок» федеральных министров.

При этом дорожные подряды — не единственная история, по которой у того же ФАС возникают вопросы к отставному губернатору. В апреле этого года челябинское УФАС установило факт сговора между региональным оператором капремонта и ООО «Жилкомсервис», принадлежавшим сыну экс-главы региона Александру Дубровскому. Установлено, что «Жилкомсервис» получил контракт на сумму более 200 млн. рублей на поставку и замену лифтов в домах Челябинска. При этом, как заявили в ФАС, регоператор под надуманным предлогом отказал в участии в конкурсе двум другим компаниям. А ещё в СМИ не раз проходила информация о том, что семья Дубровского и всё тот же Сергей Вильшенко являются главными бенефициарами скандального передела мусорного рынка в Челябинске, в результате которого город целый месяц тонул в отходах.

Так что не ради Вильшенко, Овчинникова и Башаева ведут свою игру местные правоохранительные органы. Получается, что 77-летняя пенсионерка Маргарита Бутакова, которую пытаются «пристроить» ко всем фактам коррупции в Челябинской области — жертва, как говорят в Telegram-каналах, «схематоза», доставшегося одному губернатору   «по наследству» от другого.

Хочется верить, что вмешательство Москвы обеспечит объективное расследование этого и других уголовных дел, связанных с гигантскими хищениями в уральском регионе — и в регионе не всплывёт компания-правопреемница «Южуралмоста» и «Южуралавтобан», бенефициаром которой будет всё тот непотопляемый г-н Вильшенко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *