Если осенью к вам внезапно нагрянули гости из других городов и, проспавшись после пира в честь их приезда, просят показать город и рассказать «что-нибудь интересненькое с легендами», ничего не бойтесь и не мямлите «Да в Брянске нееечего показывать», смело устраивайте им экскурсию на основе нижеприведённого текста.
Итак, исходные данные. Помним о том, что нынешний Брянск и старый Брянск — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Нынешний по площади равен довоенному Ленинграду и имеет население в 400 с лишним тысяч человек. Старый Брянск — скажем, Брянск XIX века — это маленький уездный город Орловской губернии с населением от 8 до 12 тысяч человек, весь умещающийся в пределах протяжённости нынешнего проспекта Ленина. А потому начинаем водить гостей прямо с окраины «Старого Брянска» — от здания гостиницы «Брянск».
Два монастыря — две твердыни и приключения святых мощей
Если в прошлом веке кто-то из горожан смотрел на Брянск с Заречья — с левого берега Десны, напротив нынешней Набережной — то город, раскинувшийся на правом берегу, представлял из себя живописную группу строений, чем-то напоминающую корону. Крайними зубцами этой короны были два монастыря — Петропавловский монастырь в северо-восточной части города и Cвенский монастырь за юго-западной окраиной города. Шестнадцатиэтажная гостиница «Брянск», которая с середины 80-х до недавнего времени была самым высоким зданием города, находится в северо-восточной части рядом с бывшим — и вновь возрождённым Петропавловским монастырём.
Монастырь был основан ещё в XIII веке, а точнее — в 1274 году самым почитаемым брянским святым, преподобным благоверным князем Олегом Брянским. «Познав суетность земного счастия» (какой прекрасный оборот!), он решил служить богу в иноческом чине и принял постриг в основанном им же монастыре с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме. Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой.
От монастыря до наших дней дошло очень немного — только Введенская церковь (ныне Петропавловский собор), построенная в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось». В 1818 году орловским губернским архитектором Петонди был представлен проект полной перестройки древнего и поветшавшего уже храма на «ампирный» лад, но средств не хватило, и это, наверное, к счастью, потому что сохранилась первоначальная архитектура памятника и мы видим сейчас обновлённый после разрушений 30-х годов храм практически в первозданном виде — фактически с сохранившейся древней каменной кладкой.
И уже здесь, на окраине Старого Брянска, вторгаемся в детективно-легендарную область. Дело в том, что рака с мощами Олега Брянского с XIV века находилась в одной из церквей монастыря. А вот после 1917 года мощи святого оказались «в опасности осквернения безбожной властью». Есть несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами — попросту закопал её. Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место — под алтарём. 10 августа 1995 года свершилось великое чудо — археологи откопали раку, и мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены на радость пастве новообразованной (учреждена в 1994 году) Брянской епархии. А Брянск обрёл своего персонального святого — через восемь лет был установлен день его памяти, такой региональный церковный праздник.
Горы, сон князя и храм на гробах
Самый древний монастырь Брянска (помним — это отнюдь не разрекламированный Свенский!!!) располагался на одной из двух гор, на которых был основан в XII веке «новый» Старый Брянск. «Старый» Старый, как известно, возник в Х веке на Чашином кургане и по достоверно не известным причинам был перенесён оттуда. Историки сходятся на банальном пожаре, который охватил всё небольшое деревянное городище, после чего проще было отстроить крепость на новом месте, благо, лесов вокруг хватало. Но сердцу милее красивая история про сон князя — будто бы князю вщижскому Владимиру Святославичу (в на чале XII века город Брынь — нынешний Брянск то есть — относился к этому княжеству) привиделось во сне нечто (то ли волк, то ли медведь), что заставило его перенести крепость. Времена были давние, снам полагалось верить — вон литовская столица Вильнюс основана на том холме, где уставший после охоты князь Гедеминас увидел во сне железного волка. Говорят, что князь Гедиминас до сих пор где-то там под тем же холмом (он же Замковая гора) спит и видит свою прекрасную Вильну во сне — благодаря чему город и существует.
Но это всё про Покровскую гору — до неё ещё дойти надо. А название этой горы — Петровская. Именно поэтому магазины на улице Дуки носят название «Петровский» — просто их владельцы хорошо знают историю своего города.
Ниже, на склоне Петровской горы в XVII веке у подножия монастыря и крепостной стены располагалась Затинная слобода (от слова «тын» — забор, ограда — т.е. «находящаяся за забором, за оградой крепости»). Несмотря на неудобные для земледелия склоны, жители Брянска селились на горах, и до сих пор на крутых склонах брянских «гор» развита сеть жилых кварталов, сохранились старые названия улиц — например, улица Верхняя Лубянка.
Там, где сейчас начало улицы Дуки — от монастыря до оврага Лесные Сараи — с XVI века простиралась Ямская слобода. Ямская, т.е. почтовая служба — соответственно, «служащие» жили на самом логичном для тех суровых времён месте — на окраине города.
Ниже по склону, там, где просматривается зелёный силуэт Тихвинской церкви, на Московской дороге с древних времён располагался ещё один «микрорайон» — Новая Слобода. Тихвинская церковь появилась там относительно недавно — в 1763 году, при попечительстве брянских купцов Бухтеевых.
А вот и неофициальный «символ» Брянска наряду с Курганом Бессмертия и памятником на площади Партизан — Спасо-Гробовская церковь. Её изображение растиражировано на миллионах открыток и сайтов. Набираешь в поисковике «Брянск. Картинки» — выскакивает знаменитый вид проспекта Ленина из окон гостиницы «Брянск» с обязательным куполом храма.
Несмотря на её древний вид, она до наступления постсоветских времён была самой «молодой» в Брянске. Церковь построена по проекту знаменитого городского архитектора Николая Лебедева (о нём мы ещё услышим) в 1904 году на месте древней деревянной Спасо-Преображенской церкви. Это каменное здание было построено на месте захоронения брянских епископов — «на владычьих гробах», отсюда и название — Гробовская. Наверное, именно это её «зловещее» название привело к тому, что в советские времена в ней располагался сначала морг (!!! — где же ещё?), а потом — Дом занимательной науки (своего рода провинциальная Кунсткамера — тоже в тему!). И, наконец, легенда — первая на нашем пути связанная с таинственными брянскими подземными ходами. Итак, внимание: якобы от Спасо-Гробовской церкви к Десне идёт подземный ход, проложенный в незапамятные времена дабы спасаться от татар… Тот факт, что церкви всего 110 лет в этом году, авторов легенды не смущает — ну должны же в каждом приличном городе быть подземные ходы!
Далее мы с вами пойдём по направлению к Покровской горе, но не по проспекту Ленина, а по улице Петропавловской, плавно переходящей в Воскресенскую. Это в топонимах Старого Брянска.
Собор на «безбожном проспекте», звёздное небо Николы Верхнего и прочие исторические оксюмороны
Проспект имени главного безбожника всея Руси Владимира Ильича Ленина до того, как получить имя вождя революции, носил имя брянского местного революционного святого Игната Фокина, а до того на том месте, где находится сейчас Воскресенская церковь, заканчивалась Петропавловская улица и начиналась Воскресенская. Понятно, что имя этим магистралям Старого Брянска дали культовые сооружения, находящиеся в их начале. Имя Воскресенской улице дал Воскресенский женский монастырь, от которого до настоящего времени дошла только одна постройка — ныне действующая Воскресенская церковь, которая до того, как построили новый Свято-Троицкий храм прямо за ней, носила титул Кафедрального собора.
Свято-Троицкий собор, кстати, к Старому Брянску отношения абсолютно никакого не имеет — это чистой воды новодел, строительство которого началось в период правления в Брянской епархии не в меру энергичного и угрюмого епископа-догматика Феофилакта (2002-2012), а закончилось уже при его преемнике Александре. Из особых «фишек» — колокольня собора высотой 71 метр занимает 34-е место в списке самых высоких православных колоколен в мире. Особую пикантность брянскому кафедральному собору придаёт его местоположение: Брянский Кафедральный Собор во Имя Святой Троицы расположен по совершенно безбожному адресу — Брянск, проспект Ленина, 58, а остановка общественного транспорта называется ещё безбожнее (хотя куда уж более?!) — «площадь Октябрьской Революции». И совершеннейшее издевательство — почти напротив собора расположен цирк.
Но собор не есть часть Старого Брянска, а потому — немного о скромной труженице на ниве окормления паствы, Воскресенской церкви. Она была построена в 1741 году на месте, естественно, одноимённой деревянной — до конца XVII века Брянск был ВЕСЬ деревянный, а до середины XX века — по большей части деревянный. Время не щадило этот прекрасный памятник архитектуры, его внешний облик очень сильно менялся, в частности, была снесена колокольня, которая была восстановлена только к 1000-летию крещения Руси. Но, что удивительно, несмотря ни на какие перипетии, церковь оставалась действующей. одно время она даже была единственной действующей церковью города (не считая церкви в Бежичах) — и это не легенда, а самая что ни на есть быль.
Далее вы ведёте своих уже слегка ошалевших от обилия информации гостей на улицу Арсенальскую — к Горно-Никольской церкви, в которой разворачивались реальные события покруче всяких легенд о подземных ходах.
Второе — народное — название этой церкви — Никола Верхний. До 20-х годов прошлого века существовал ещё Никола Нижний, т.е. церковь Николая Чудотворца в районе нынешней Набережной. Антицерковная кампания уничтожила много прекрасных памятников культовой архитектуры, но вот построенная в 1751 году на средства купцов Кольцовых Горно-Никольская церковь сохранилась. Она, как и практически все брянские церкви, построена на месте деревянной. Именно с этой деревянной Горно-Никольской церковью связано множество знаменательных исторических событий.
Начать с того, что именно в построенном в 1310 году «Николе Верхнем» повесили вечевой колокол, а рядом обустроили вечевую площадь (всё правильно, вече — не чисто новгородское изобретение, просто новгородское более «раскручено»). Именно на этой площади был убит в 1340 году своими подданными один из последних брянских князей Глеб Святославич. В тот год южные и западные границы Руси всё дальше и дальше отодвигались на север, всё больше и больше мелких русских княжеств переходило, причём большей частью добровольно под власть Литвы. Этому были объективные причины. С язычниками-литовцами можно было быстрее найти общий язык, чем с православными великими князьями. Брянские горожане были такого же мнения, но князь Глеб был настроен прямо противоположно. За что и поплатился жизнью. 6 декабря 1340 года восставшие жители Брянска, «злые корамольницы брянци, сшедеся вечем», силой вытащили князя из церкви святого Николы и убили, невзирая на увещания митрополита Феогноста. А уже через 16 лет после его мученической смерти, в 1356 году, умер последний брянский князь — Василий. После его смерти случились в Брянске «мятеж от лихих людей, и замятня велия», чем воспользовался литовский князь Ольгерд и захватил Брянск вместе с окрестностями. Брянские князья упоминаются и позже, но это были лишь титулованные князья, на самом деле служившие литовским или московским князьям. В общем, фактически на пороге старой Горно-Никольской церкви и закончилось Брянское княжество.
Горно-Никольская церковь в годы Советской власти не использовалась, как культовое сооружение. Её приспосабливали под, так сказать, объекты соцкультбыта. Последним «квартирантом» этого прекрасного памятника русского барокко было абсолютно безбожное заведение — планетарий. Парадокс — в церкви демонстрировалась панорама звёздного неба без малейшего намёка на присутствие господа бога в какой-либо ипостаси.
И ещё одно здание-оксюморон, которое стоит ниже по крутому спуску Арсенальской. Это особняк, построенный в конце XIX века купцом-лесозаводчиком Михаилом Авраамовым в оригинальном стиле с применением псевдоготических мотивов с художественной последовательностью: в композиции фасадов, их деталей и в малых архитектурных формах — воротах и ограде. А потом пришла революция и именно в этом особняке в 1918-1919 годах размещался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, которым руководил видный брянский революционер и местный революционный святой (это не шутка — есть даже место его поклонения!!!), уже упоминавшийся Игнат Фокин. Какое-то время после войны был занят детскими яслями. А теперь дом Авраамова и безбожного коммунистического Совета — резиденция митрополита Брянского и Севского. Ну не чудо ли снизошло на землю брянскую?!
Теперь, после этого патетического восклицания внимательно посмотрите на своих слегка качающихся от обилия впечатлений гостей. И сообщите им, что на главное хранилище городских легенд — Покровскую гору — вы их поведёте завтра. А сейчас — кофейку, что ли, попить? Только подняться к Дому быта надо, там кофейня сейчас неплохая…