Старый Брянск для гостей: прогулка по верхам, легенда о подземельях (часть 2)

Мы живём в своём городе и почему-то уверены, что всё самое интересное где-то ТАМ — в экзотических странах, в исторических местах. А исторические места — рядом, стоит только оторваться от экрана смартфона и посмотреть вокруг. REGTime, банк «Акцент» и Центр «Азбука бизнеса» приглашают всех на прогулку по историческому центру — сердцу древнего Брянска и средоточие его легенд — на Покровскую гору.

У каждого города есть своего рода «точки силы» — места, которые являются теми осями, вокруг которых вертится весь городской мир. В центре Брянска такая «точка силы» — Покровская гора. Что заставило неизвестного пока для историков брянского князя перенести крепость с Чашина кургана сюда — неизвестно. В те времена многое могло зависеть от того, какой сон приснился власть имущему. Но, как бы то ни было, дубовые стены брянской крепости были возведены именно на Покровской горе, откуда прекрасно просматривались бескрайние лесные дали Брянского княжества.

koll_2

Точка силы и тоска по подземным ходам

В такую классически позднеосеннюю погоду, как сейчас, гулять в Брянске надо не по оживлённым улицам, переполненным магазинами. И ни в коем случае не по закоулкам частного сектора — шарм не тот и обуви хана на милых, но грязных «магистралях». Гулять в пасмурные и дождливые «петербургские» дни надо по местам, которые соответствуют Петербургу по степени сумрачности и историчности. Вы удивитесь, но в Брянске это — Покровская гора.koll_1

Казалось бы — что общего у семидесятиметрового мыса, который создали правый берег Десны, овраг Верхний Судок и мелкие овражки-ответвления, и величественного города на болоте, заброшенного Петром I и заботливо воссозданного Екатериной II? У горы и низины? Ответ может показаться высокопарным — историчность.

Покровская гора — самая высокая и самая известная из восьми «гор» Брянска, именно тут была возведена деревянное укрепление (которое даже пытаются назвать Брянским кремлём), которая до начала XVIII века служила России как самая большая оборонная крепость. В том же XVIII веке Петербург был воздвигнут в устье Невы со словами «Отсель грозить мы будем шведу». И вновь историческая рифма: в 1707-1708 году по приказу Петра I Брянский кремль был укреплён именно для противостояния шведам, прорывающимся к Москве через малороссийскую Полтаву. И психологическая рифма — торжественно-мрачное архитектурное решение и питерского пейзажа, и архитектуры «сердца Брянска».

koll_6

Пока все эти исторические изыски проносятся у вас в голове, ваши ноги сами несут вас с улицы Февральской на Арсенальскую и далее — на улицу, которая так и называется — улица Покровская Гора.

Впервые звучит слово «Арсенал». Брянский Арсенал был основан ещё Петром I (вновь историческая рифма!) у подножия Покровской горы в начале XVIII века. А на самой горе был построен и сохранился до сих пор дом генерал-директора Арсенала — с конца ХIХ века и до 1914 года он находился в распоряжении 143-го пехотного Дорогобужского полка, квартировавшего в Брянске, а сейчас и этот дом, и соседствующее с ним здание принадлежат Брянскому епархиальному управлению.

Но не упомянутыми зданиями знаменита Покровская гора. Именно здесь гордо парит над всем лежащим у его подножия городом построенный в 1698 году белокаменный Покровский собор — самый древний из сохранившихся в Брянске храмов. Еще в 1288 году — одновременно со знаменитым Свенским монастырём — в крепости был построен деревянный храм, который неоднократно горел, пока в конце XVII века на средства брянского стольника Евстрата Тимофеевича Алымова был построен каменный храм.

Собор почти классической, можно даже сказать почти канонической русской церковной архитектуры долгое время — примерно сто лет — был соборным (главным в городе). В годы Советской власти и это гордое сооружение использовалось очень далеко от своего прямого назначения — большую часть времени здесь были архивы, а в 70-80-е годы здесь «квартировал» Дом народного творчества и театральный прокат. Что любопытно — передан собор был верующим ещё при существовании СССР — 23 октября 1990 года решением Советского райисполкома Брянска.

koll_7

Про то, что первый деревянный храм на Покровской горе был построен одновременно со Свенским монастырём, упомянуто не случайно. Именно в этом совпадении таятся корни главной брянской легенды — о подземном ходе, который связывал — и связывает! — между собой две твердыни: Брянский кремль и Свенский монастырь. Есть сказание, что вход в этот подземный ход (а тянется он почти на 16 вёрст — именно таково расстояние между твердынями) находился (и находится) под домиком Петра I в обители. Мало того, по некоторым источникам, ещё один подземный ход проходит под Десной и идёт вдоль нынешнего Московского проспекта аж в Белобережскую пустынь (а это больше 40 км)!

Красивая легенда — сил нет! Время от времени некие следопыты с пеной у рта начинают доказывать, что видели входы в подземелья своими глазами, либо держали в руках документы — секретные карты и схемы. А некоторые даже живописуют с подробностями: «в 1967 году… копали погреб и попали на ход. Сам там был — свод красного кирпича, высота около 2 метров, пол песчаный, из речного песка. Вызванные саперы ничего взрывоопасного не нашли и хозяева просто сделали с двух сторон стены и получили прекрасное помещение для картофеля… Кстати — погреб стоит до сих пор…». Но осторожно заметим — не разрушая легенды напрочь, — что геологическое строение территории Брянска не способствует сколь-либо длительному существованию подземных сооружений. А тем более таких масштабных, о строительстве которых и поддержании их в должном порядке не сохранилось никаких свидетельств…

Магия места и «сходить на Коня»

С 1969 года государство взяло под свою охрану Покровскую гору как памятник истории Брянска. Именно здесь 17 сентября 1980 года было впервые публично объявлено, что Брянску 1000 лет — и историю города следует вести не с 1146 года, как было ранее — по первому упоминанию в летописи, а с 980-х годов. И здесь же в 1985 году в честь «официального» 1000-летия Брянска был открыт памятник этому событию с прекрасной обзорной площадкой — пойдём туда («пойдём на Коня» — говорит нынешняя молодёжь, выделяя из всей скульптурной композиции только фигуру Александра Пересвета на коне).

koll_3

А теперь постоим — просто постоим в этой «точке силы». Прямо под нашими ногами расстилается панорама города Брянска — почти такая же, какой её видели наши предки в прошлом веке. Мы спустимся с горы к Арсеналу и пройдём по этим улицам, и увидим — потрясающе! — примерно то, что видели горожане сто лет тому назад.

Примерно — потому, что многое изменилось, многое отреставрировано (и подчас не в лучшую сторону), многое просто снесено… Но колорит нашего города — уездного города Орловской губернии — чувствуется даже сейчас, при взгляде сверху. Как будто нам в руки попал некий мистический артефакт, прошедший и чудом выживший сквозь столетия, наделенный силой исполнения желаний — зеркало Сен-Жермена — и мы перенеслись в XIX век. И в Брянске не более 400 тысяч населения, а всего лишь около 21 тысячи жителей. И жизнь течёт плавно и неспешно, вместо автомобильной пробки на Калинина разъезжаются экипажи и ломовые телеги на Большой Московской. Магия места!

koll_5

С обзорной площадки у памятника 1000-летию Брянска мы пока никуда не уходим, а смотрим направо — на т.н. «старую территорию» завода дорожных машин. В 2006 году завод продал её под жилищное строительство, сейчас здесь идут активные строительные работы, большая часть цехов сносится, но! Если присмотреться, то до сих пор можно видеть планировку екатерининского Арсенала. «Остались в живых» и некоторые цеховые сооружения XVIII-XIX веков постройки — а те, которые объявлены памятниками архитектуры (их шесть), так и останутся, хоть и будут перепрофилированы. Очень чёткая разметка — ровным прямоугольнком — выполнена в 1781 году генерал-поручиком артиллерии Меллером по прямому указанию императрицы. Строился Арсенал в рекордные для XVIII века (да и для ХХ века) сроки. В 1783 году императрица даёт поручение, а уже в 1785 году генерал-поручик Меллер доносит о том, что первые пушки, вынутые из литейных ям Брянского Арсенала, оказались «весьма гладкими». Самое время спуститься с Покровской горы на Большую Московскую улицу — к Литейному Дому.

Пушки, ядра и «сталинский ампир»

У Брянского Арсенала — двое «родителей». Тот, который превратился в завод дорожных машин и обратно в «Арсенал», был построен по прямому указу Екатерины II. Матушка-императрица издала указ о строительстве в Брянске литейного двора в 1783 году. Но арсенал в городе существовал и до этого. Его повелел основать ещё Пётр I в годы Северной войны со шведами. Одновременно с тем арсеналом в городе были заложены адмиралтейские верфи для строительства судов гребного флота — галер.

Именно петровский арсенал дал Брянску герб — золотая мортира и ядра на красном поле. Ещё в 1707 году указом Петра I в излучине Десны, на участке, примыкавшем к Московской дороге (она впоследствии и стала главной улицей города), на территории бывшей Затинной слободы, началось сооружение первых зданий Арсенала. На Покровской горе были построены мастерские по изготовлению холодного оружия и склады для хранения вооружений и боеприпасов. И за два года до указа Екатерины Великой — 16 августа 1781 года — был утверждён герб города Брянска, описание коего гласит: «В красном поле золотая мортира с положенными по сторонам пирамидами бомб».

koll_9

Но главную славу Брянску принёс всё-таки Арсенал екатерининский. В годы Отечественной войны 1812 года каждая четвёртая пушка русской армии носила клеймо Брянского Арсенала. Славился он и в Первую мировую. В марте 1915 года начальник Арсенала генерал-майор Симеон Ванков (бывший офицер болгарской армии, дослужившийся до генерала в армии русской) организовал по французскому методу поточное производство снарядов, которое в русской военной литературе получило название «Организация Ванкова». За это награждён был командорским крестом французского Ордена Почётного легиона с разрешением принять и носить этот иностранный знак отличия.

А главное здание промышленного ансамбля, определившее «лицо» этого участка Большой Московской улицы — это, конечно, Литейный Дом. Архитектором Брянского Арсенала был Николай Лебедев и именно он придал построенному ещё в XVIII веке зданию практически нынешний вид. Уличный и дворовый фасады по излюбленным канонам архитектурного стиля, называемого “классицизм”, разделены на три части: широкую, среднюю и более узкие крайние. На улицу выходили, симметрично с обеих сторон здания, на небольшом расстоянии от него, торцами выходили небольшие полутораэтажные постройки: слева — столярный цех, справа — заводоуправление, которые позже были объединены вставками-переходами с главным зданием.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1949-52 годах здания Литейного Дома и медеплавильного цеха были восстановлены в виде клуба завода «Дормаш». Несмотря на то, что фасад был переделан в соответствии с канонами «сталинского ампира», испортить здание не удалось — мало этого, переделки оказались вполне уместными в сочетании с сохраненной архитектурой фасадов. Внутри самого здания сохранились помещения, построенные ещё в екатерининские времена. Сейчас здание капитально ремонтируется для того, чтобы в него переехала Брянская филармония — ибо акустика в этом Литейном Доме во много раз лучше, чем в новопостроенном киноконцертном зале «Дружба».

Уездный город Б.: век XIX в веке XXI

А теперь мы пройдем с вами по Большой Московской улице — не по улице Калинина, а именно по Большой Московской уездного города Брянска. Если заставить себя забыть о том, что по дороге туда-сюда снуют машины, что дорогу освещают электрические фонари, а над магазинами — вывески на современном русском языке, то увидите Брянск таким, каким он был сто лет назад. Это целый квартал старинной застройки, протянувшийся от Арсенала до Набережной. Старые дворики, сводчатые перекрытия некоторых помещений, остатки первоначальной отделки, интересные детали фасадов различных архитектурных стилей ещё хранят дух той эпохи. Многое разрушилось, многое восстановлено в несколько измененном, осовремененном виде, но общий вид сохранился.

По обеим сторонам улицы — двухэтажные каменные дома начала XIX века, а возможно и конца XVIII века. Эти дома — остатки городских усадеб, которые располагались в садах берегового склона — были отмечены еще на городском плане 1802 года. Позже между ними был втиснут маленький магазинчик, который жив до сих пор. Трудно поверить, но за ними ещё каких-то 150 лет назад была не заводская территория, а грушевые и яблоневые сады.

koll_10

Большая Московская улица выходила, как и сейчас, на Набережную, вернее, на улицу Мясные Ряды и Соборную площадь. С двух сторон «устье» улицы окаймляют два прекрасных здания. Слева — два здания городского училища, построенные во второй половине XIX века. Интересно, что два здания построены в различных архитектурных стилях — первое, более нарядное в стиле «неоренессанс», а второе — классицистических форм, основательно измененное в 1950 году надстройкой верхнего этажа и переделкой декоративного оформления.

На противоположной стороне вы видите почти непрерывный ряд магазинов — своеобразный «крытый рынок». Это дом Бабаевой. Магазины располагаются на первом этаже под апартаментами своих хозяев и доходными квартирами. Одним из первых арендаторов здесь был прусский подданный Богдан Веллинг, имевший тут с сестрой Елизаветой колбасное заведение. Продукция этих колбасников пользовалась в городе большим спросом.

Но нас больше интересует не колбаса. В этом же доме в последние перед Первой мировой годы жили два брата Доната. Один из них работ ал на Арсенале, а второй, искусный кондитер, имел здесь же кондитерскую и кофейню. И тол, и другое заведения служили излюбленнейшим местом встреч просто сладкоежек, офицеров, гостей города, гимназисток и гимназистов сначала женской, а потом и мужской частной гимназии, в которой, между прочим, учился Константин Паустовский.

koll_11

Идеальный вариант для финиша этой прогулки — кофе от Доната. Ну почему зеркало Сен-Жермена — фантастика?!!!

Фото Анны Лёвкиной