На праймериз «Единой России» в Брянской области было зарегистрировано 366 наблюдателей от кандидатов. Сами кандидаты, в отличие от других регионов, вели себя друг с другом мирно, но без скандалов на праймериз не обошлось. Профессиональные «наблюдатели» вместе с региональными коммунистами, по некоторым данным, истратили более 300 тыс. рублей на дискредитацию предварительного голосования, сообщает корреспондент REGTime
В воскресенье в России прошли праймериз «Единой России», по итогам которых партия сформирует список кандидатов в депутаты Госдумы на съезде в конце июня. На федеральном уровне праймериз впервые прошли по так называемой открытой модели — она подразумевает, что проголосовать за «кандидата в кандидаты» мог любой желающий по месту прописки. Статус мероприятия был довольно сложным: с одной стороны, это было партийное мероприятие, проводимое по чётко прописанному регламенту и без государственной эгиды, с другой — открытое не только для членов партии, что открывало широкий простор для профессиональных устроителей скандалов.
В ближайшие два дня — до 25 мая — региональные оргкомитеты подсчитают голоса и огласят результаты праймериз. «На сегодняшний день в региональный оргкомитет поступают бюллетени и протоколы счетных комиссий. В ближайшие дни региональная счетная комиссия приступит к обработке результатов, которые будут обнародованы 25 мая», — сообщил журналистам на пресс-конференции 23 мая секретарь брянского реготделения «Единой России» Юрий Гапеенко.
Он же заявил, что ни от одного из наблюдателей или участников предварительного голосования в Брянский региональный организационный комитет и Брянскую региональную счётную комиссию на 23 мая жалобы и обращения не поступали. «Были рабочие нарушения, проблемы, но все проблемы решались на местах», — сказал председатель регионального оргкомитета.
По его словам, к таким «рабочим» нарушениям относились попытки вынести бюллетени со счётного участка, а также «несанкционированное присутствие». Последнее стало фирменным знаком конфликтных ситуаций на брянских праймериз. Причём конфликты на участках в Брянске устраивали не конкуренты по партии, а профессиональные «наблюдатели» — активисты проекта «Наблюдатель» во главе со своим идейным вдохновителем Андреем Зайцевым, который, как правило, обычно никуда не лез, а стоял в сторонке и снимал.
Как сообщил один из «наблюдателей» (всего г-н Зайцев собрал для «наблюдения» за единороссовскими праймериз около 150 «волонтёров»), в канун дня голосования был проведён чёткий инструктаж для них. Задач ставилось две. Первая — обязательно делать съёмки смартфонами или фотоаппаратами пустых улиц, подходов к счётным участкам и залов. Смысл — объявить после праймериз, что на них никто не пришёл, что явки не было и все данные счётных комиссий есть фальсифицированные данные. Вторая задача — откровенно «нарываться» и устраивать провокации, уповая на то, что в комиссиях сидят в основном женщины, которые могу сорваться на истерику, весь процесс опять же снимать на видео. Смысл — показать «нечестность» праймериз, агрессию по отношению к «честным наблюдателям», опять же — фальсификацию результатов. За всё это каждому «наблюдателю» полагалось 2 000 тыс. рублей (т.е. только общий «волонтёрский» бюджет проекта «Наблюдатель» на праймериз «Единой России» в Брянске составил 300 тыс. рублей).
Самый большой скандал разгорелся на счётном участке в бежицкой ДШИ имени Николаевой, куда «наблюдатели» во главе с Андреем Зайцевым и вместе с представителями КПРФ вламывались несколько раз (во всяком случае, полицию туда вызывали пять раз). Уже после окончания голосования вся эта толпа «наблюдателей» требовала, чтобы им было присутствовать при подсчёте голосов, а после отказа г-н Зайцев начал писать в свой твиттер о нечестности подсчёта, о тайных манипуляциях с урной, о недопуске наблюдателей (при том, что при подсчёте присутствовали трое наблюдателей от кандидатов и лично один из участников праймериз — депутат Госдумы и въедливый педант, экс-КГБшник Виктор Малашенко).
Ему также очень хотелось, чтобы его побили — поскольку его не побили, то попытался нарваться самостоятельно и всё-таки написал заявление о нападении на себя.
При этом регламент праймериз был довольно либерально составлен по отношению к кандидатам и их наблюдателям. Каждый зарегистрированный участник имел право направить одного своего представителя на счётный участок, а также лично присутствовать на участке. При этом кандидаты могли дополнять списки своих наблюдателей прямо в день голосования. Сложнее было с прессой — однако и здесь регламент был весьма либерален: до вечера 20 мая любое зарегистрированное СМИ могло подать список своих журналистов, которые могли присутствовать 22 мая на любом участке в любое время и присутствовать при подсчёте голосов (при условии, что корреспондент всё-таки пришёл бы до закрытия участка).
Всего, кстати, по информации Юрия Гапеенко, на брянских праймериз было зарегистрировано 366 наблюдателей от кандидатов (которых всего было 31 человек). Рекордсменом стал депутат облдумы Иван Медведь — 117 наблюдателей.
Секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов заявил на брифинге для СМИ, что общее количество жалоб по России составило 426. Жаловались на членов комиссий, нарушения правил агитации, использование админресурса. «Каждая жалоба сейчас проверяется. Будем выезжать в регионы, возможно, на каких-то участках отменим результаты предварительного голосования», — сказал единоросс. Все нарушения «будут тщательно обсуждаться и прорабатываться», заверил он, добавив, что, например, сообщения об удалении с участков наблюдателей не соответствуют действительности, так же как федеральному руководству партии пока не предоставлено неопровержимых фактов массового подвоза избирателей на участки. В свою очередь, первый заместитель главы ЦИК ЕР Константин Мазуревский также заявил, что назвать нарушения массовыми нельзя, «в большинстве случаев существенных нарушений не зафиксировано».
«Праймериз без скандалов — это как ресторанное блюдо без специй. Скандалы — неотъемлемая часть конкурентной среды, — рассуждает политолог Константин Калачёв. — Надо ли вообще избегать скандалов? Вот использования админресурса избегать надо». По мнению Калачёва, праймериз прошли на вполне достойном уровне, а те скандалы, которые имели место, «в основном сводились к обвинениям, которыми обменивались конкуренты». «Но на то они и конкуренты», — сказал он.