Недавно Россельхознадзор подвел статистику потерь российского свиноводства от распространения вируса африканской чумы свиней (АЧС) за 2011 год. Конечная цифра выглядит устрашающей — это 8 млрд. рублей. Прямые потери от гибели поголовья свиней (до 200 тыс. голов) в связи с этим составили около 700 млн. рублей. На проведение мероприятий по ликвидации вспышек было выделено до 380 млн. рублей. Непрямые потери оцениваются в 6,7 млрд. рублей, пишет АГРОРУ.ком.
В эту сумму включены потери бюджетов всех уровней и бизнес-сообщества, в том числе потери от ограничений торговли и перевозок сельхозпродукции, прежде всего, свинины. В 2012 году Россия уже успела потерять более 40 тыс. голов свиней, что отражает полное отсутствие какой-либо положительной динамики в плане борьбы с данным заболеванием. Более того, вирус отметился своеобразным «рекордом» — последняя вспышка АЧС на территории Сегежского района Карелии, судя по всему существенно расширяет географию распространения вируса. По некоторым сведениям это не просто первая вспышка АЧС в данном субъекте, в данном случае речь идет о том, что это самая северная точка в мире, до которой добрался вирус за всю историю своего существования.
Россельхознадзор понимая тот факт, что чем большую территорию охвата имеет вирус АЧС, тем в большей степени снижается инвестиционная привлекательность всего российского свиноводства, объявил, что карантинные мероприятия на территории субъекта будут сняты уже 1 апреля, то есть фактически менее чем через месяц после локализации вспышки. В Краснодарском крае, где вирус уже уничтожил большую часть всего поголовья свиней, после вспышки вируса карантин устанавливают на 2-3 месяца. Учитывая, что даже подобные меры не приносят должного эффекта, справедливо предположить, что Россельхознадзор такой спешкой, и стремлением продемонстрировать, что «все в порядке» может серьезно усугубить ситуацию.
По регионам ситуация с АЧС традиционно обстоит довольно неоднородно. В наибольшей степени от многочисленных вспышек вируса пострадал Краснодарский край — здесь на территории области количество поголовье свиней сократилось почти на треть, а в черте города и вовсе за минувшие пять лет было вырезано все поголовье — согласно официальной статистике оно сократилось почти в 7 раз в сравнении с уровнем 2007 года. Интересно, что в Краснодарском крае за январь-февраль 2012 года было выявлено 119 нарушений ветеринарного законодательства на свиноводческих предприятиях.
Штрафов было наложено на сумму около 212,8 тыс. рублей.
Эта статистика отражает системные проблемы российского свиноводства — а именно два основных фактора, по причине которых африканская чума свиней здесь может успешно продолжать свое распространение. Первый из них — это отсутствия должного контроля за соблюдением ветеринарных правил на самих предприятиях. Безусловно, сегодня на территории страны присутствуют фермы, оснащенные современным оборудованием по предупреждению заноса различных возбудителей инфекции и квалифицированными специалистами, способными управлять подобными технологиями. Однако подобных ферм довольно мало — и фактически речь в данном случае идет о крупных комплексах. Не будем забывать, что порядка 60% производства свинины на территории нашей страны приходиться на долю средних и мелких производств — очевидно, что у вируса еще долго будет сохраняться возможность распространения. Вторым фактором распространения вируса является, безусловно, коррупция и некомпетентность органов власти, которые не могут договориться ни о разграничении сферы деятельности, ни о том, как более рационально следует тратить бюджетные средства на борьбу с распространением заболевания. В такой ситуации можно сделать вывод, что действительно эффективная борьба с распространением АЧС возможна только на основании целевых программ – на федеральном, региональном и даже местном уровне. Когда специалисты Россельхознадзора с использованием всех доступных административных ресурсов будут распределять полномочия, отводить на их реализацию средства, в то время как правоохранительные органы будут контролировать их целевое применение – тогда, наконец, можно будет говорить о начале эффективной борьбы с распространением вируса. Важно также, чтобы эти программы на разных уровнях не существовали независимо друг от друга. Если, к примеру, федеральная целевая программа и программа по предупреждению распространения вируса на территории Краснодарского края будут предусматривать выполнение одних и тех же действий, то есть элементарное дублирование полномочий, опять же неизбежно появятся все те же проблемы, что есть сейчас.
Кроме Краснодарского края, также наиболее пострадавшими регионами можно признать Ставропольский край и как это ни удивительно Ростовскую область. Если с первым регионом все понятно — это второй в России после Краснодарского края лидер по численности вспышек АЧС, то вот кризис с АЧС в Ростовской области — это результат поистине вопиющей некомпетентности региональных ветслужб. По данным Минсельхоза, на конец прошлого года, только в Ростовской области может быть потеряно около 1 млн. свиней, а это около 50 000 тонн мяса. Дальнейшее распространение инфекции отсюда способно уничтожить свиноводство не только нашей страны, но и соседней Украины, которая защищается от АЧС как может, вырезая все поголовье на границе с Россией и запрещая поставлять животноводческую продукцию из Беларуси. В прошлом году в частности глава Россельхознадзора Сергей Данкверт подверг резкой критике власти и ветслужбу Ростовской области, допустившие распространение африканской чумы свиней в регионе. «К тому, что в области зарегистрировано 25 очагов болезни в пяти районах и в Гукове (на границе с Украиной), привели в первую очередь безответственные действия ветеринарной службы региона, которая еще в апреле этого года (2011) была официально предупреждена о неэффективной работе», — заявил г-н Данкверт. Всего же за 2011 год вирус среди домашних свиней был зарегистрирован в Ставропольском и Краснодарском краях, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Тверской, Воронежской и Курской областях, в Калмыкии, а также в Ростовской и Тверской областях, в Адыгее, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. В 2012 году это пока Краснодарский край и Калмыкия.
Как именно АЧС влияет на показатели производства свинины на территории России, мы уже обозначали — проще всего это можно отследить на показателях прироста индустрии — это +26% в 2009 году, +14% в 2010 году и +4% в 2011 году. Говоря о перспективах развития отрасли на ближайшие периоды до 2015 и 2020 года, следует отметить один весьма необычный факт. Как известно, наша страна летом вступит в ВТО, и в связи с этим правительство несколько недель назад объявило, что инвестиции в отрасль свиноводства на ближайшие три года составят 18 млрд. рублей или по 6 млрд. рублей в год. Эти деньги будут выделены не на борьбу с АЧС, а на модернизацию, однако опыт зарубежных стран, ярко демонстрирует, что модернизация и есть наиболее эффективный метод борьбы с АЧС. Чем лучше будут технически вооружены отечественные производства, тем проще будет бороться с распространением АЧС. В тоже время АЧС может несколько сгладить эффект от вступления России в ВТО. Иностранные игроки с точки зрения управления рисками с меньшей долей вероятности станут инвестировать деньги в открытие здесь своих перерабатывающих производств и прочих предприятий, что гарантирует российскому рынку меньшее присутствие иностранного капитала и иностранной продукции на несколько ближайших лет.
Иными словами, получается, что АЧС и вступление в ВТО являются двумя негативными факторами для индустрии отечественного свиноводства, которые в 2012-2015 годах будут минимизировать ущерб друг друга. Также не следует забывать, что АЧС заставляет крупные предприятия лучше соблюдать санитарные требования, вынуждает их внедрять инновации, такие как, к примеру, электронные микрочипы-паспорта, которые будут вживлены в уши свиней, и позволят лучше вести контроль за их здоровьем. АЧС стала своеобразным катализатором по перениманию зарубежного опыта, по активной закупке зарубежных технологий, и внедрению инноваций в производство. Многие эксперты сегодня говорят о том, что АЧС приносит российскому свиноводству много пользы, и говорить о том, что вирус уничтожит отрасль – это неразумно. Да, часть предприятий уйдет с рынка из-за вируса или под давлением ветслужб, организующих проверки, однако та часть, что останется будет поставлять продукцию по качеству и всем прочим характеристикам, не уступающую европейским стандартам. Из-за АЧС российское свиноводство может стать более конкурентоспособным перед вступлением в ВТО.
Интересно, что импорт свинины в прошлом году составил 648 тыс. тонн, больше половины его (свыше 340 тыс. тонн) пришлось на страны ЕС. Наиболее крупными поставщиками этого мяса являются Германия (98 тыс. тонн), Дания (79,6 тыс. тонн), Испания (51,2 тыс. тонн), Франция (36 тыс. тонн). В этом году прогнозируется снижение до 400 тыс. тонн или на 17%. К 2015 году Россия планирует достичь самообеспечения по свинине. Статистика по импорту из ЕС приведена не случайно, поскольку Россельхознадзор планирует с 20 марта ввести запрет на импорт свинины из всех страх Европы — если это случится, то все отечественные производители, в первую очередь крупные окажутся в очень выгодной ситуации — цены повысятся, а конкуренция снизится. АЧС также может оказывать влияние на показатели цены на свинину в отдельно взятых регионах России. Согласно ряду исследований рост цены в связи с АЧС за 2011 год составил от 3% до 7% в зависимости от степени ущерба свиноводства конкретному региону. Цена также может возрастать более значительно в локальном масштабе – в местности, где объявлен карантин. После проведения санитарно эпидемиологических мероприятий со временем цена начинает снижаться, стремясь к средним значениям.