Дискуссию о борьбе с «большой коррупцией» президент Медведев провел в Ситуационном центре Управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве. В чувстве юмора ему не откажешь, в реалистичном взгляде на ситуацию — «коррупцию не победить в короткие сроки» — тоже, пишет в эксклюзивном материале BFM.Ru
Антикоррупционное законодательство — это профильный актив Дмитрия Медведева. Борьба с коррупцией была одним из основных тезисов его предвыборной кампании, а одним из его первых президентских указов был указ о создании совета по противодействию коррупции. В июле 2008 года Медведев поставил свою подпись под перспективным антикоррупционным планом. Президент взял на себя обязательства по раскрытию своих доходов, доходов супруги и несовершеннолетнего сына, а также потребовал этого от членов кабинета министров, включая премьера, высших должностных лиц администрации президента, Совбеза, полпредов.
«Впервые за тысячелетнюю историю России появилась нормативная база для борьбы с этим явлением»,— заявил сегодня президент на второй встрече в формате «Открытого правительства», посвященной вопросам борьбы с коррупцией.
Сегодняшний разговор Медведева с соратниками состоялся в Ситуационном центре Управления ГИБДД ГУ МВД России, и, как заметил президент, место встречи выбрано не случайно. «Наше присутствие здесь, на гостеприимной площадке ГИБДД, с этим [с бытовой коррупцией], собственно, с этим и связано. Наши коллеги не обиделись, нас позвали», — пояснил глава государства.
По данным годового отчета «Коррупция в России: 2011» Всероссийской антикоррупционной общественной Приемной «Чистые руки», 52,6% ВВП находится в тени коррупции (по сравнению с 2010 года эта цифра выросла на 2,6%). Со ссылкой на ДЭБ МВД РФ, эксперты озвучили средний размер взятки на июль 2011 года — 300 тысяч рублей, что в 7 раз выше, чем в июле 2010 года: тогда средний размер взятки составил 44 тысячи рублей.
Самыми коррупционными сферами признаны взаимоотношение водителей с сотрудниками ГИБДД, с представителями местных органов власти, образование (дошкольное и высшее), строительство, малый бизнес.
На сегодняшней встрече глава государства перечислил пять блоков проблем, которые необходимо решать российской власти: это сокращение государственного вмешательства в экономику, борьба с так называемой большой коррупцией, меры по снижению коррупции при государственных закупках, снижение уровня бытовой коррупции, а также усиление общественного контроля.
«Дорожные карты» приватизации составят в ближайшее время
По итогам совещания Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время правительством будут составлены «дорожные карты» приватизации в российской экономике и регулирования с исполнительными сроками. Он убежден, что приватизация должна проводиться по максимальной цене. «В этом залог ее справедливости», — считает Медведев.
Он выступает за максимальную прозрачность процесса госзакупок, однако считает, что сделать это будет довольно сложно.
«Бюро по сведению счетов»
В деле борьбы с большой коррупцией велика роль СМИ, отметил глава государства, однако напомнил, что «не стоит забывать о презумпции невиновности». У него не вызывает отторжения и идея проведения парламентских расследований по коррупционным делам, но их нужно проводить только по фундаментальным делам, считает президент.
«Парламентское расследование — очень мощный инструмент. Если мы его заводим, а его нужно чаще заводить, чем мы это делали последние годы, он должен идти по абсолютно фундаментальным, серьезным делам, а не по требованию некоторого количества депутатов», — намекнул Медведев на лоббистскую подоплеку подобных расследований.
Собственно, по этой же причине Медведев высказался против создания Офиса федерального прокурора по противодействию коррупции. Он высказал опасение, что такая структура превратится в «бюро по сведению счетов» и предложил «встроить» ее в Генпрокуратуру. Как это можно сделать, надо подумать — возможно, ввести фигуру независимого прокурора, возможно — привлечь общественность, сказал он.
«Можно ли стучать за деньги?» — задался вопросом Медведев. И ответил: «Это библейский вопрос. Всякого рода доносительство вызывает у меня чувство отвращения. Но опыт передовых государств показывает, что это помогает».
Расширять ли круг декларантов
Дмитрий Медведев считает, что необходимо чаще увольнять чиновников, которые представляют недостоверные сведения о своих доходах. «В прошлом году было проведено 233 тысячи проверок и выявлено приблизительно 23 тысячи случаев предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, — сообщил он. — Часть людей была уволена. Количество не очень большое. И я считаю, что это как раз то, чем мы обязаны заниматься: люди, которые подают декларацию, должны понимать, что вовсе необязательно, что они окажутся в тюрьме, если они что-то не так сделали. Но если они наврали в декларации, то их хотя бы уволят за это».
Глава государства отметил, что первая декларационная кампания имела нулевой эффект, но он считает привлекательной идею о проведении второй кампании, которая даст шанс отчитать тем чиновникам, которые испугались сделать это ранее. «Не сделаете — точно всех размажем», — сформулировал президент сверхзадачу повторной кампании.
Жаркие споры вызвало предложение о расширении круга лиц, о доходах которых должен отчитываться государственный служащий (в том числе военнослужащий и сотрудник МВД). Некоторые эксперты предлагают внести в этот список не только самых близких родственников — ведь не секрет, что зачастую дорогое имущество чиновники и другие государевы люди оформляют на них. Медведев считает, что это лишь усложнить задачу: некоторые братья плюют друг на друга, отметил он.
Но если общество считает, что существующей информации о доходах госслужащих недостаточно, надо на это реагировать «Если есть публичный вопрос, должен быть публичный ответ», — заявил Дмитрий Медведев.
О декларации расходов чиновников речь не идет
Напомним, президент предложил ввести и контроль за расходами некоторых категорий государственных служащих. Он озвучил эту идею в послании Федеральному собранию 22 декабря прошлого года, а 10 января этого года законопроект, обязывающий государственных и муниципальных служащих раскрывать сведения о своих расходах, превышающих сумму задекларированных доходов, был внесен в Госдуму.
Документом вносятся изменения в 13 различных федеральных законов, в том числе в федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
«Само по себе представление таких сведений дисциплинирует государственных служащих и работников и является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество (контроль за расходами)», — говорится в пояснительной записке к документу.
Госслужащие по требованию руководителя или лица, которому даны такие полномочия, обязаны представлять сведения о расходах, касающихся приобретения земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены указанные сделки.
Дмитрий Медведев в ходе сегодняшней встречи подчеркнул, что о декларировании расходов чиновников речи не идет. «Должен быть контроль за расходами, если они превышают 3-кратный размер доходов. Это не панацея, но мы сузим поле для манипуляций», — полагает он.
Идея запуска пилотного проекта по борьбе с коррупцией в отдельных сферах президенту понравилась. « Я — «за», только надо определить эти сферы (находящиеся в гостях у ГИБДД оживились). Я понял, — поддержал их президент. — Вот образование, к примеру. Нужно так, чтобы не разбалансировать, а то люди скажут: черт с ним, пусть будет, как было». Тем не менее, он согласился выбрать несколько регионов для «проката» антикоррупционного проекта.
Подводя итоги своей деятельности на посту президента, Медведев напомнил: «Мы за последнее время принимали важные решения о присоединении к целому ряду ключевых конвенций, тех конвенций, которые являются важными для членства России в целом ряде международных организаций, типа ОЭСР. Я имею в виду конвенцию против подкупа иностранных должностных лиц при проведении международных коммерческих сделок».
Однако эксперты не считают, что при Медведеве были использованы все возможности для борьбы с коррупцией. Политолог Евгений Минченко рассказал BFM.ru: «Я считаю, что была у нас какая-то компанейщина бесконечная. Была заявлена тема борьбы с коррупцией в свое время. Потом про нее забыли».
В интервью порталу он комментирует: «Я не вижу никакого смысла в создании нового органа [Офиса федерального прокурора], который занимался бы борьбой с коррупцией. Я считаю, что и так есть достаточное количество правоохранительных структур у нас в стране, которые должны этим заниматься. Есть и МВД, и Следственный комитет, и ФСБ, и у всех у них есть необходимые полномочия для этого. Кроме того, для наблюдения за сотрудниками правоохранительных органов есть соответствующие отделы внутренних расследований. Вопрос не в том, есть структура или нет, а в реальной политической воле руководства страны, в имплементации, в применении тех процедур, под которыми Россия подписалась, ратифицировав конвенцию по борьбе с коррупцией. В частности, такая норма, от которой почему-то наши власти открещиваются, кидаются как черт от ладана, как декларирование расходов чиновников. При наличии политической воли проблема решается очень быстро. Что, кто-то не в курсе был про особняки милицейских генералов? Что, сложно обнаружить эти особняки и спросить, на какие деньги они построены? Никаких проблем с этим нет».
Возможно, решить проблему сможет реализация общенациональной программы «Антикоррупция», создание которой сегодня одобрил президент. Однако не стоит забывать, что Дмитрий Медведев сейчас выступает в роли хромой утки, и еще не ясно, чем он будет заниматься после инаугурации Путина. Даже если Медведев займет пост главы правительства, быстрой победы над коррупцией он не обещает. «Коррупцию не победить в короткие сроки», — признал Дмитрий Медведев.