Дятьковский поисковый отряд «Честь и Родина» провёл первую часть операции по подъему тяжелого бомбардировщика ТБ-3, упавшего в годы войны в Калужской области, сообщает ГТРК «Брянск». Остатки огромного самолета в ноябре прошлого года обнаружил местный охотник. Брянских поисковиков давно знают в Калуге как профессионалов, поэтому поднимать самолет пригласили именно их. К работе приступили зимой, так как самолет упал в болото и в теплое время года достать его практически невозможно. Обследовав местность, где предположительно разбился бомбардировщик, поисковики обнаружили останки летчика. Операция для десяти брянских поисковиков продлилась несколько дней — до конца февраля.
По словам руководителя отряда Валерия Кондрашова, экспедиция не принесла ожидаемого удовлетворения. Впрочем, поисковики к этому уже привыкли. Работа по восстановлению имен погибших спустя десятилетия — очень трудоемкое и кропотливое дело. На этот раз удалось найти останки одного военнослужащего, обгоревший кожаный реглан, металлические пряжки, стойку шасси и еще несколько предметов, фрагментов самого самолета.
Как сказал руководитель отряда, сейчас самое время заняться архивной работой, чтобы точнее знать, что и кого искать. Готовится и новая более масштабная экспедиция. Она начнется, как только сойдет снег. По всей видимости, двигатель бомбардировщика ушел глубоко в землю, и чтобы его обнаружить, необходимо работать на местности в один квадратный километр (такова зона поиска) с металлоискателями.
Предположительно, в новой «командировке» в калужские леса будут участвовать уже несколько десятков поисковиков. «Теперь, раз уже есть зацепки, есть останки воина, наше первейшее дело, наш долг — установить все детали гибели самолета и перезахоронить со всеми почестями погибших солдат, а по возможности, установить и имена», — сказал руководитель дятьковского поискового отряда «Честь и Родина» Валерий Кондрашов. Экипаж бомбардировщика ТБ-3 обычно составлял 8 человек.
Самолеты ТБ-3 — четырехмоторные цельнометаллический свободнонесущие монопланы с неубирающимся шасси и гофрированной обшивкой — использовались в основном как бомбардировщики, военно-транспортные и десантные самолеты. До войны самолеты применялись в боевых действиях в Китае, у озера Хасан, на Халхин-Голе, при занятие Западной Украины и Белоруссии, в войне с Финляндией и занятие Прибалтики и Бессарабии. ТБ-3 вошли в историю авиации как первые самолеты, соединения которых способны были решать стратегические задачи. Именно на их базе в СССР, впервые в мире, были развернуты стратегические соединения бомбардировочной авиации, предназначавшиеся для бомбардировок территорий европейских государств и Японии. Во второй половине 30-х годов, с развитием средств ПВО и истребительной авиации, ТБ-3 устарели и постепенно начали сниматься с вооружения. На 22 июня 1941 года в строю ВВС имелось 516 ТБ-3, еще 25 имела авиация ВМФ. В первый год войны использовались, как ночные бомбардировщики. Эффективность и интенсивность боевых операций для машин такого класса была достаточно высокой (иногда было до трех успешных боевых вылетов в ночь). Помимо выполнения бомбардировочных ударов, ТБ-3 играли важную роль как транспортные самолеты, по ночам с них выбрасывали разведывательные и диверсионные подразделения, осуществляли снабжение окруженных частей РККА.