Президентские выборы в Брянской области прошли «веселее», чем парламентские (и дело даже не в тотальном web-контроле за избирательными участками) — явка оказалась немного больше, наблюдателей на участках гораздо больше, сообщений о нарушениях на выборах брянская полиции получила тоже больше, но на ничтожную величину. Только открепительных удостоверений в Брянской области было выдано неизмеримо больше, а случай с отменой голосования на дому в Володарском районе Брянска и вовсе случился впервые, сообщает корреспондент Regnum Центр.
Президентские выборы 2012 года резко контрастировали с выборами четырёхлетней давности — насколько благостной была предвыборная атмосфера тогда и насколько яростная сейчас «благодаря» митингам, дебатам и прочим непременным атрибутам «нормальной» избирательной кампании.
Ажиотаж привёл и к немыслимому прежде количеству наблюдателей. Корреспондент Regnum Центр на избирательном участке в школе посёлка Большое Полпино в 9.00 стал свидетелем интересной картины: практически пустой участок (люди ещё не пришли, хотя сам участок открылся в 7.00), больше десяти наблюдателей и меньше десяти членов участковой комиссии…
Почти домашнюю атмосферу выборов наблюдал корреспондент Regnum Центр на избирательных участках №33 и №34, расположенных в школе №39 областного центра. По советским традициям на участках играла музыка, на подходе к участкам кучками стояли избиратели — проголосовавшие делились впечатлениями с теми, кто только собирался выполнить свой гражданский долг. Неожиданно раздался неизвестный мужской голос: «Голосуй за Прохорова или Зюганова! Оттянем голоса у Путина!». Охранник, стоявший возле входа в школу, поспешил рассмотреть нарушителя порядка, но тот быстро скрылся за ближайшим поворотом.
В кабинете, занятом под избирательный участок №34 — столпотворение. На часах —10.30. Видимо, выспавшись и собрав детей, горожане поспешили с утра пораньше сделать выбор, чтобы спокойно заниматься своими делами. Большинство пришло семьями. Ребята заходили вместе с одним из родителей в кабинку. Затем они же ставили напротив подсказанной мамой или папой фамилии галочку и с широкой улыбкой опускали в урну согнутый вдвое лист. Молодежь неизменно вваливалась в кабинет по пять-шесть человек, громко переговариваясь и решая между собой за кого проголосовать.
К часу дня поток избирателей утих. Как отметили представители избирательной комиссии, это неудивительно. Рано утром, как и днем, желающих проголосовать не так много — хотя трое пришли на 34-й участок еще до начала голосования и ждали официального старта в 7.00.
За процессом избрания нового президента России следили представители нескольких партий: по два человека от КПРФ и «Справедливой России». Наблюдатель от «Единой России» подошел к своим обязанностям не настолько серьезно и появлялся на месте на пять минут каждого часа, после чего неизвестно куда исчезал. По словам наблюдателей, постоянно находившихся на месте, нарушений на участке №34 не наблюдалось.
На соседний же 33-й участок утром пришло несколько десятков избирателей с открепительными талонами. Это вызвало лёгкий ступор и у комиссии, и у остальных граждан, которые с недоумением наблюдали за происходящим…
С открепительными в Брянской области вообще какая-то напасть. Катастрофическое их увеличение наблюдалось ещё на парламентских выборах 4 декабря — тогда жители области получили аж 19,5 тыс. открепительных. В этот раз региону выдали в ЦИКе сразу 29 тыс. открепительных — по данным на 13 февраля было выдано 17 тыс., а потом статистика прекратилась. Именно вокруг голосования по открепительным и возникали разного рода конфликтные ситуации на участках. Например, на участке в ГДК Советского района примерно в полдень около 50 человек подошло к столику (единственному, куда не направлена веб-камера) председателя избирательной комиссии. Все получали открепительные под табличкой с адресом Калинина 56. Наблюдатель Денис Петренко (инициативная группа «Вернём себе Брянск!») обратил внимание, что член комиссии даже не смотрел на их прописку и попросил показать учетную книгу. В ответ член комиссии удалился из зала для голосований вместе со списком. Иногда избиратели, пришедшие голосовать, обнаруживали, что они «получили открепительное» — нервные избиркомы во избежание скандалов включали их в дополнительные списки.
С открепительными связан и громкий случай с избиением журналиста газеты «Брянское обозрение». Редактор газеты Сергей Курденко, что он сумел снять махинации с открепительными на участках в Фокинском районе, за что и получил по лицу от некоего молодого человека в камуфляже. Тут же, по словам Курденко, была вызвана полиция, молодого человека задержали, у журналиста сняли побои, заявления отправились в прокуратуру и СК (в изложении сайта брянского обкома КПРФ это выглядит горзадо более устрашающе: «При попытке снять на камеру продажу открепительных удостоверений группой из 10 человек на прилегающей территории к избирательному участку №146 был избит журналист. Все это происходило фактически на глазах сотрудников полиции, которые делали вид, что ничего не происходит»).
Ещё одно новшество этой избирательной кампании — примерно треть участков было оборудовано пластиковыми прозрачными урнами. Корреспондент Regnum Центр сам с интересом опустил бюллетень в такую урну на избирательном участке в ДС «Торпедо» в Бежицком районе Брянска.
На избирательном участке №92 в БГУ во второй половине дня корреспондент Regnum Центр не увидел ни привычных по парламентским выборам длинных очередей, ни давки — тихо и безлюдно. Как выяснилось, основной поток избирателей пришёлся на 11-13 часов. «Явка студентов достаточно высока» — отметил председатель комиссии.
Наблюдателей на участке было заметно больше, чем на предшествующих выборах. Это преимущественно мужчины средних лет. Редким исключением стали две женщины и седоволосый старик. Со скучающим видом они сидели в углу, машинально всматриваясь в избирателей.
На участке расположилась небольшая торговая точка с горячей свежей выпечкой. Она порадовала не только тех, кто пришел отдать свой голос, но и наблюдателей. Нарушений на «студенческом» участке не зафиксировано.
Главной отличительной особенностью выборов-2012 стала их практически тотальная интернетизация. По поручению премьер-министра «Ростелеком» в месячный срок протянул высокоскоростной интернет на КАЖДЫЙ избирательный участок — вялотекущей программе «Электронная Россия», пожирающей деньги и время, такое и не снилось. Как говорил первый президент СССР, «можем же, когда захотим». Регистрация на сайте проекта «Веб выборы 2012» продолжалась и 4 марта, поэтому продвинутые пользователи наблюдали за «своими» участками, выбирая момент, чтобы пойти голосовать, когда там будет наименьшее количество народа.
Ну и какие ж выборы без скандала — по аналогии со свадьбой без драки. 300 бюллетеней по голосованию на выборах президента России признаны недействительными на избирательном участке №87 в Володарском районе Брянска. По информации из регионального штаба кандидата Сергея Миронова, руководитель их районного штаба (член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса) попросила участковую избирательную комиссию показать ей реестр избирателей, голосующих на дому, однако этого реестра у комиссии не оказалось. Между тем, утром было объявлено, что в УИК поступило 300 заявлений о голосовании на дому, и три группы с 10.00 до 16.00 объезжали избирателей. Поскольку реестра голосования на дому в УИК не оказалось, Володарская ТИК приняла решение считать 300 бюллетеней, которые находятся в ящиках для голосования, недействительными.
Ну и на «высоте», конечно, оказалась полиция. Видимо, полицейские, назначенные в дежурство на избирательные участки, получили такую знатную накачку по «избеганию провокаций», что в первой половине дня запрещали журналистам фотографировать не то что на участках — рядом с участками. Как только Regnum Центр об этом написал, тонко намекнув, что эти действия вообще-то идут вразрез с полицейской ведомственной инструкцией, пресс-служба УМВД разразилась длинным — на страницу — опровержением. Собственно о зафиксированных на выборах нарушениях в 18.55 было сказано буквально следующее (это достойно полной цитаты): «УМВД России по Брянской области уделяется особое внимание обеспечению выборного законодательства в период избирательной кампании и непосредственно в день выборов Президента Российской Федерации. По состоянию на 18.00 4 марта т.г. в Управление Министерства внутренних дел поступило 30 сообщений о нарушениях избирательного законодательства. Все они зарегистрированы. В 10 случаях информация не нашла подтверждения. По остальным сообщениям проводится проверка в установленном законом порядке». Удивительно, но на парламентских выборах в УМВД тоже поступило около 30 сообщений (27, если быть точным) о нарушениях — наверное, это сакральное для брянской полиции число. Ни об одном из нарушений пресс-служба УМВД конкретно не сообщила — несмотря на то, что о пресечённой полицией попытке вброса в Брянске говорил в середине дня зампред ЦИК Леонид Ивлев. Видимо, это не так важно.