ФСКН России не против расширения перечня наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных для применения в ветеринарии и, вполне возможно, что это вещество вновь разрешат для использования в ветеринарных целях. По данным пресс-службы УФСКН по Брянской области, Минсельхоз России и Минздрав России вправе внести изменения в перечень наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных для применения в ветеринарии.
ФСКН России утверждает, что «никогда не возражала против расширения перечня, главное, чтобы соблюдались правила использования того же кетамина и других средств». В письме директора ФСКН России Виктора Иванова Министру сельского хозяйства Российской Федерации Николаю Федорову говорится следующее: «…служба поддерживает мнение ветеринарного сообщества о необходимости создания условий для использования кетамина для обезболивания животных и никогда не запрещала его использование в ветеринарии, а лишь констатировала необходимость соблюдения правил его оборота, установленных законодательством России…». Оперативное решение данного вопроса позволит существенно сгладить остроту проблемы и обеспечит гуманное отношение к животным, нуждающимся в ветеринарной помощи.
Проблема применения в ветеринарии кетамина возникла еще в прошлом веке — в далеком 1998 году, когда по каким-то причинам Минсельхоз не включил этот препарат в число разрешенных к использованию. Это привело к тому, что в конце 2003 года ФСКН были возбуждены уголовные дела в отношении нескольких ветеринаров по факту незаконного хранения психотропных веществ. Причем задержанию медиков предшествовала спецоперация, по масштабам достойная захвата настоящего наркодилера. Ничего не подозревающего врача вызвали для оказания помощи собаке в один из офисов Госнаркоконтроля и, когда тот набирал обезболивающий препарат в шприц, «взяли с поличным», обвиняя в сбыте и хранении наркотических и психотропных средств в особо крупных размерах. Александр Дука — ветеринар, дело которого получило столь широкий общественный резонанс, первоначально обвинялся в сбыте и хранении наркотических и психотропных средств в особо крупном размере по ч.4 ст. 228 УК РФ. За то, что в багажнике машины, на которой врач ездил на вызовы, борцы с наркоторговлей нашли 2,1 грамма кетамина, ветеринару грозило 15 лет. Пока суд вел дело Дуки, в правительстве были приняты документы, изменяющие допустимые количества наркосодержащего препарата. Первоначально любая доза кетамина уже считалась подсудной. Сейчас дело заводится только в случае обнаружения более 1 грамма препарата. За меньшее количество предусмотрено наказание в виде штрафа.
Между тем, кетамин (лат. Ketamin) является наркотическим средством, применяемым для наркоза. Естественно, это не единственное средство, которое можно использовать в ветеринарии при проведении операций с анестезией. Есть и другие средства, которые могут заменить кетамин, но они или значительно дороже кетамина, или влекут за собой более серьезные побочные эффекты. Облавы на ветврачей, которые начались в 2003 году продолжались до 2012 года. В 2004 году правительство обещало легализовать кетамин, но всё это вылилось в постановление от 1 сентября 2004 года, которое только заморозило проблему: для того, чтобы использовать кетамин, нужно строить специальные бетонные стены, устанавливать сигнализацию, охрану. С кетамином получили возможность работать только юридические лица, между тем 75% ветврачей в России — частнопрактикующие, особенно в мелких городах и деревнях. Инъекции животным во время операции имеют право делать лишь врачи, имеющие допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. При этом количество израсходованных препаратов должно быть записано в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, опломбирован и скреплен подписью руководителей юридического лица. Наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в опечатанных или опломбированных сейфах в специально оборудованных помещениях.
Большой резонанс вызвал приговор в Петербурге ветеринару Александру Шпаку, которого посадили на восемь лет за продажу кетамина. 24 июля 2012 года в заявлении ФСКН назвала справедливым вызвавший возмущение ветеринаров и зоозащитников приговор ветеринару. В марте 2012 года Выборгский районный суд Петербурга приговорил Шпака к 8,5 годам колонии строгого режима за продажу кетамина «коллеге» из Перми, которым оказался сотрудником наркоконтроля.14 июня городской суд Санкт-Петербурга снизил срок заключения ветеринару с 8,5 до 8 лет. Суд назначил ему наказание в виде 8 лет лишения свободы в колонии строго режима, а также штраф в размере 30 тыс. рублей. Шпаку запрещено заниматься ветеринарной деятельности в течение 8 лет.
Заявление о возможной «легализации» кетамина в ветеринарии может означать, очевидно, только одно — у кого-то из руководства ФСКН (возможно, у самого Виктора Иванова) серьёзно больна любимая собака или кошка.